ПАМЯТКА
«Сексуальное насилие над детьми и меры профилактики»

  1. Быть внимательным к детям, учитывая распространенность сексуального насилия в отношении детей со стороны взрослых (педофилии).
  2. Помня о видах сексуального насилия (внутрисемейное,  внесемейное  (со стороны знакомых), со стороны незнакомых ребенку людей, сексуальная эксплуатация) постоянно изучать взаимоотношения  детей и родителей, взаимоотношения ребенка в социуме с мужчинами, женщинами, подростками.
  3. Анализируя взаимоотношения детей со взрослыми и подростками, помнить, что признаки и сведения, указывающие на прикосновения, имеющие сексуальный смысл, обнажение, переодевание, подсматривание, демонстрацию, мастурбацию, сухое проникновение и др. свидетельствуют о получении сексуального удовлетворения взрослым или подростком, о сексуальном насилии.
  4. Обращать внимание на острые состояния, ПТСР, изменение поведения ребенка, колебания в настроении, резкое ухудшение учебы, проявления опасного поведения, ухудшение внешнего вида, нарушение сна, сексуализированное  не по возрасту поведение ребенка и др.
  5. Обучать детей соблюдению границ своего тела, умению сказать нет, безопасному поведению (с раннего детства дети должны знать, что взрослые не должны трогать их в определенных местах и т.п.).
  6. Учитывать, что в силу своего возраста дети могут даже не подозревать, что являются жертвой сексуального насилия, могут безраздельно доверять взрослому или подростку.
  7. Учитывать, что  родители иногда стараются не слышать об  этой проблеме, отказываются верить в то, что их ребенок столкнулся с сексуальным насилием, могут возлагать вину на самого ребенка, бывает, что, даже зная о сексуальном насилии в отношении ребенка, ничего не предпринимают.
  8. Повышать профессиональную компетентность в вопросах выявления и предупреждения сексуального насилия в отношении несовершеннолетних, так как педофилы угрозами, обещаниями, взятками, вызыванием чувства вины добиваются от ребенка сохранения секретности, а жертвы могут не рассказывать о сексуальном насилии по различным причинам.
  9. Так как преступники ищут жертв  среди социальных изгоев, среди менее защищённых детей, особо следует обратить внимание на детей с ОПФР, детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей в СОП, НГЗ, детей из неполных семей, детей из семей с негативными типами воспитания (гиперопека, гипоопека и др.). В зоне риска также находятся одаренные дети, дети со скрытым неблагополучием.
  10.  Для выявления сексуального насилия в отношении детей использовать методы в соответствии с возрастом: наблюдение, сбор информации, проективные диагностики (рисунок, игра и др.), с подростками можно открыто задавать вопросы.  Например, обратить внимание в рисунке на тщательное прорисовывание или зарисовывание половых органов, зачеркивание, изображение ремней, пряжек, молний, прорисовывание рук, отсутствие глаз или зачеркивание, прорисовка сексуальных действий; использование в красках смешивания разных цветов (разводить грязь), использование темно-синего, темно-коричневого, темно-серого, раскрашивание тела, затем смывание красок; использование тычкового способа рисования, вторжения в чужой рисунок; демонстрация того, что делали с ним. Или, например, ребенок начинает вести себя непривычно: отсутствие спонтанности, неподвижность. В игровой деятельности также изменения: ребенок  не просто отказывается от игровой деятельности, не играет с игрушками, либо демонстрирует аффективные взрывы (начинает резко плакать, либо рвать, ломать, крушить). В общении наблюдается резкое сужение контактов, появляется замкнутость. На уроках резко отказывается отвечать, либо, наоборот, проявляет гиперактивность (сбрасывает таким образом тревогу) как симптом травматического расстройства.
  11. При выявлении насилия не следует:
  • сомневаться в словах ребенка, необходимо показать, что их им верите;
  • одновременно принимать и насильника и жертву;
  • прояснять ситуацию относительно провокаций (во что одета, заигрывала и т.д.);
  • требовать, чтобы ребенок рассказал подробности.
  1.  При выявлении насилия  следует:
  • оказать психологическую поддержку ребенку,
  • объяснить, почему нужно не бояться об этом говорить,
  • незамедлительно сообщить администрации,
  •  действовать по утвержденному для таких случаев алгоритму.