Родителям — как помочь своему ребенку в выборе профессии

         Дорогие родители!

В жизни каждого из вас, людей взрослых, был момент, когда вы должны были принять одно из самых важных решений – выбрать дело по душе, профессию. Сейчас подрастают ваши дети, и снова вас охватывает беспокойство, теперь уже за них. Давайте, же поговорим о том, как можно помочь своему ребенку в ситуации выбора профессии.

 

Пять шагов психологической поддержки вашего взрослеющего ребенка 

1. В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Край­ние позиции: «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» — в конечном счете приведут к отчуждению меж­ду вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным, различая, что он уже может, а чему еще только учится. «Золотую середину» в выборе профессии особенно трудно найти тогда, когда ваш подрастающий ребенок очень активен, имеет много интересов или, наоборот, избегает ситуаций самостоятель­ного выбора.

2. Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, вы­бирая профессию, какие ее стороны его особенно при­влекают. Престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство… Сам по себе мотив выбора профессии не может быть верным или нет, гораздо важнее выяснить, не испытывает ли ребенок внут­реннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимо­исключающим целям.

3. Искреннее желание человека обладает столь большой
силой, что если ваш ребенок выбирает профессию, на которую сейчас у него пока нет внутренних ресурсов, — ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.

4.       Помогите ребенку соотнести профессиональные на­мерения с минусами профессии. В ходе такого сопостав­ления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто в практике профконсультанта встречаются старшеклассники, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей:

— сложности с трудоустройством;

—длительное время профессиональной подготовки;

—трудности в согласовании профессиональных и лич­ных планов;

—сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребенка сделать что-либо и полюбоваться ре­зультатами своего труда, или он может работать на будущее);

—профессиональные риски для здоровья, как физи­ческого, так и психологического.

Готов ли ваш ребенок примириться с теневой стороной профессии, искать пути компенсации таких трудностей?

5. Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным — пусть он вместе с вами по­пробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени. При случае задайте ему вопросы: «Как ты думаешь, а как тебе будет лучше готовиться к поступлению? Пойти на курсы, найти школу или колледж при вузе?», «А с какого курса ты сможешь устроиться на работу, ведь сегодня это одно из первых условий при приеме на работу? Сможешь ли ты совмещать учебу и работу?», «Как профессиональные пла­ны впишутся в твою личную жизнь?»

Постарайтесь задавать вопросы в нужный момент, когда ваш ребенок будет готов к обсуждению. Обсуждение пла­нов — это не критика выбора вашего ребенка, поэтому поддерживайте все варианты ответа, а если вы думаете, что знаете лучший ответ, предложите ребенку оценить оба варианта. План карьеры не должен быть жестким предпи­санием к действию, главное в нем — гибкость, чтобы че­ловек был готов как к неожиданным неприятностям, так и удачам. Способность планировать напрямую зависит от готовности подростка взять ответственность на себя.

Разумеется, выбор профессии не ограничивается психо­логической поддержкой. Но на первых этапах самоопределе­ния ребенок нуждается именно в этой помощи. Обращение к профессионалу — одно из лучших решений. Хочется отме­тить, что к психологу обращаются две категории родителей: те, которые не знают, на кого переложить ответственность за принятие решения, и те, кто успешно содействует само­определению ребенка и стремится принимать решения, обла­дая исчерпывающей информацией. Профессиональная по­мощь в выборе профессии дополняет и оптимизирует внутрисемейную поддержку.

Профконсультант поможет не толь­ко точнее оценить уже проявившиеся способности и наме­рения, но и определить потенциал, который пока скрыт, сделать прогноз развития способностей. 

 

Вашему ребенку нужна поддержка психолога-профконсультанта при выбо­ре профессии, если: 

  • Ø профессии, которые ребенок наметил для себя как желанные, мало согласуются друг с другом, напри­мер веб-дизайнер и менеджер;
  • Ø ребенок всячески отказывается обсуждать проблему’ выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано;
  • Ø сообразительный и активный ребенок не очень хо­рошо успевает в школе;
  • Ø выбор, сделанный ребенком, резко расходится с ва­шими ожиданиями;
  • Ø ребенок нередко принимает решения под влиянием своих друзей;
  • Ø хотя бы один из родителей был безработным более пяти месяцев.

 

Выбирая профессию, Ваш ребенок должен принять во внимание следующее:

1 .Правильно определить свои интересы и склонности, которые могут способствовать успеху в обучении, работе.

2.Оценить свои реальные способности, чтобы не ставить завышенных или заниженных целей.

3.Иметь представление о существующих профессиях, а по интересующим профессиям информацию более подробную: содержание работы; условия труда; требования, предъявляемые профессиями к человеку.

4.Выяснить, нет ли у Вас противопоказаний по избранной профессии.

5.Учесть конъюнктуру рынка труда и его ожидаемые изменения, в том числе и региональные особенности; выяснить возможности трудоустройства.

6.Узнать, в каких учебных заведениях, и на каких условиях можно получить выбранную специальность. При этом необходимо исходить из реальных возможностей получения образования, переобучения.

 

 

 

Выбирая учебное заведение:

 

1.Постарайтесь собрать информацию о всех учебных заведениях, где можно получить выбранную Вами специальность.

2.Узнайте условия поступления, продолжительность обучения, основные изучаемые дисциплины, какая квалификация присваивается после окончания учебного заведения, есть ли возможность получить вторую специальность. Сравните полученную информацию по всем учебным заведениям и выберите оптимальный вариант.

3.Убедитесь в том, что Вы соответствуете требованиям, предъявленным к поступающим.

4.Готовясь к поступлению, имейте в запасе несколько вариантов.

 

Календарь родителей и детей, обдумывающих будущее: 

  • Ø Сентябрь — октябрь — запись на курсы подготовки к поступлению в вузы (8 месяцев); консультация в Витебском областном Центре профориентации молодежи.
  • Ø Ноябрь —  декабрь – пора искать репетиторов, факультативы, дополнительные занятия. Репетиционное тестирование.
  • Ø Январь – февраль — март — начинаются Дни открытых две­рей в большинстве учебных заведений. Принять участие в массовом профориентационном мероприятии ток-шоу «Выбор».
  • Ø Апрель — май — построение личного профессионального плана. Принять участие в мероприятии «Ярмарка вакансий» (стоит посетить и собрать сведения о рынке образования и труда). Подача заявок на участие в централизованном тестировании.
  • Ø Июнь – июль – август –  централизованное тестирование, подача документов в учебные заведения. Краткосрочные курсы.

 

Заповеди для родителей

1. Никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении.

2. Ясно определите, чего вы хотите от ребенка, и объясните это ему, а также узнайте, что он думает по этому поводу.

3. Предоставьте самостоятельность. Воспитывайте, но не кон­тролируйте каждый шаг. Не подменяйте воспитание опекой.

4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему и время от времени разбирайте с ребенком его правильные и ложные шаги к цели.

5. Не пропустите момент, когда достигнут первый успех.

6. Своевременно сделайте замечание, оцените поступок, а за­тем сделайте паузу — дайте осознать услышанное.

7. Главное оценивать поступок, а не личность.

8. Прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте понять, что сочув­ствуете его ошибке, верите в него, несмотря на оплошность.

9. Воспитание должно быть поэтапным.

10  .Воспитатель должен быть строгим, но добрым!

Дорогие родители, помните, что какой бы жестокой не ста­новилась жизнь, нельзя относиться к выбору профессии как к работе сапера, лишая ребенка права на ошибку. Конечно, этот совет особенно хорош, если ваше чадо начинает задумываться об этом задолго до необходимости принимать решение. Но задача взрослых научить ребенка принимать решения в этой сфере, ведь современная жизнь так стремительна, что выби­рать профессию и образование придется не раз!