Школьная служба медиации

Медиация – это альтернативная форма разрешения конфликта или спора в присутствии третьего независимого и нейтрального человека. 

Медиатор – это посредник, который создает условия для диалога между участниками конфликта, помогает им провести переговоры и принять решение, которое может стать выходом из сложившейся ситуации. 

Школьная медиация решает ряд важнейших проблем, связанных с учебно-воспитательным процессом школы:

— обучение позитивной коммуникации, уважительного отношения друг к другу в детско-взрослых отношениях, конструктивному поведению в конфликте;

— разрешение конфликта, сохраняя межличностные и деловые  отношения;

— профилактика и психокоррекции насилия и школьного буллинга;

— предупреждение школьных конфликтов, правонарушений и ситуации острого противостояния;

— воспитание умений вести диалог и выходить из конфликтных ситуаций без «потерь», отстаивать свои интересы и принимать другого человека, уважая его право на защиту собственных интересов.

Школьная служба медиации – это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из педагогов, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода.

Цель деятельности Школьной службы медиации. Развитие практики миротворчества и медиации, пропаганда ценностей конструктивного поведения в конфликтных и спорных ситуациях, формирование культуры ненасилия и способности к взаимопониманию среди участников школьного сообщества.

Задачи деятельности:

1. Обучение заинтересованных школьников и педагогов медиации, медиативного подхода, восстановительной коммуникации и другим типам восстановительных программ.

2. Оказание помощи школе и родителям в разрешении конфликтов и ситуаций правонарушений со стороны несовершеннолетних на основе принципов медиативного подхода.

3. Просвещение и проведение информационных мероприятий для учителей, учеников, администрации и родителей с целью донесения ценностей примирительного подхода в разрешении школьных конфликтов.

4. Снижение количества административного реагирования на правонарушения. 

Принципы медиации:

— добровольность участия сторон в процедуре медиации;

— равноправие сторон конфликта;

— конфиденциальность;

— независимость и беспристрастность медиатора;

— сотрудничество и конструктивный характер медиации.

Выгоды медиации:

— Ранняя оценка ведет к раннему разрешению конфликта.

— В медиации нет виновных или проигравших спор.

— Медиация не предполагает навязанных кем-либо решений.

— Медиация способствует развитию коммуникативных навыков.

— Медиация направлена не на разрыв отношений, а на их сохранение и развитие.

Основные признаки медиации:

— присутствие медиатора, выполняющего функции по­средника;

— присутствие всех сторон, участвующих в конфликте;

— полномочия принятия решения не передаются третьим лицам;

— принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию;

— осознание необходимости изменения поведения, чтобы подобное не повторилось в будущем.

Кто может быть стороной в медиации:

— учащиеся

— педагоги

— родители 

— администрация

— сотрудники школы

Что может дать медиация школьникам:

  1. Школьники принимают более активное участие в разрешении проблем, возникающих в школьной среде.
  2. Школьники учатся более открыто говорить о своих чувствах и делиться своими идеями.
  3. Школьники учатся более позитивно оценивать разрешение конфликтных ситуаций.
  4. Школьники берут на себя ответственность за разрешение спора и возмещения вреда в случае противоправного поведения.
  5. Школьники учатся управлять собственными конфликтами и предупреждать их.
  6. Школьники учатся признавать право каждого на различия в личностных особенностях и мнениях.
  7. Полученные навыки ведения диалога в процессе медиации школьники переносят в другие ситуации, а также во взрослую жиз