Словарь основных понятий профориентации |
Активность
— способность человека производить жизненно значимые преобразования; поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней. Амбиция — обостренное самолюбие. Анкета (фр. enguete — список вопросов) – набор логически связанных вопросов для получения первичной социологической и социально-психологической информации. Банк вакансий — информация о вакантных (свободных) рабочих местах на предприятиях и в организациях. Безработица — приостановление трудовой деятельности на длительный срок из-за невозможности трудоустройства; социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может найти себе работу. Безработные — трудоспособные граждане, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, но не получившие от этой служба подходящей работы. Биржа труда (служба занятости) — государственная организация, на которую возложено решение вопросов трудоустройства населения; выплаты пособий по безработице; организации профессиональной подготовки и переподготовки и общественных работ. Вакансия — свободное место, незанятая должность.
Востребованность профессии на рынке труда — соотношение емкости спроса и емкости предложения на рынке труда. Высшее профессиональное образование – образование, цель которого – подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам. Должностная инструкция (иначе — описание работ) — нормативный документ, регламентирующий деятельность работника в структуре организации, определяющий организационно-правовое положение, содержание и условия его эффективной работы. Должность – комплекс необходимых служебных обязанностей человека на его рабочем месте. Дополнительное образование – образовательные программы различной направленности, реализуемые за рамками основных образовательных программ (на курсах, в школах-студиях, домах детского творчества и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии). Жизненная перспектива — целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи ожидаемых событий, от которых, по мнению человека, зависит его социальная ценность и смысл жизни. Жизненное самоопределение — это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения. Заработная плата — цена рабочей силы, определяемая в ходе переговоров между работниками и работодателями при участии государства, обеспечивающего соблюдение достигнутых договоренностей; величина денежного вознаграждения, выплачиваемого работнику за его трудовой вклад, отражающая стоимость его труда. Индивидуальный стиль деятельности — устойчивая индивидуально-специфическая система средств, приемов, способов выполнения деятельности, позволяющая людям с разными индивидуально-типологическими особенностями добиваться равной эффективности при выполнении одинаковой деятельности, компенсируя индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха. Инициатива — побуждение к действию, готовность к принятию решений и самостоятельным активным действиям, сознательное их выполнение. Интеллект — свойство личности, выражающееся в способности отражать в сознании предметы и явления объективной действительности в их существенных связях и закономерностях; общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению, сохранению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях. Интерес — форма проявления познавательной потребности, способствующая более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в положительном отношении, внимании к объекту интереса. Интуиция (от лат. intueri — пристально, внимательно смотреть) — знание, возникающее без осознания человеком путей и условий его получения; способность без логического продумывания находить правильное решение проблемы. Карьера — субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов, связанных с деятельностью работника; продвижение по служебной лестнице (от франц. cariera) — успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности. Квалификация — степень и вид профессиональной подготовленности человека, наличие знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы; характеристика определенного вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности; степень профессиональной готовности работников к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности. Классификация профессий — объединение профессий в группы в соответствии с установленными критериями: отрасль экономики, цель труда, компетенции, уровень образования и т.д. (например, классификация Е.А. Климова по предмету труда, классификация Дж. Голланда по типам профессий). Коммуникативные способности — вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в различных областях деятельности. Конкуренция на рынке труда — наличие большого числа покупателей и продавцов рабочей силы, имеющих возможность свободно входить на рынок труда и покидать его. Конкурентоспособность — способность выдержать конкуренцию в борьбе за достижение лучших результатов; соответствие качества предлагаемой рабочей силы спросу работодателя. Курcы профессиональной подготовки – образование, позволяющее приобрести трудовые навыки, знания и умения, необходимые для выполнения определенной работы, не сопровождающееся повышением образовательного уровня. Мастерство — высокий уровень развития человека как субъекта профессиональной деятельности. Медицинские противопоказания — перечень заболеваний, препятствующих обучению и работе по данной профессии. Методы оценки персонала — способы проведения испытаний при подборе и оценке персонала (собеседование, анкетирование, наблюдение, тестирование, биографический метод, социологический опрос и др.). Мотивация — использование мотивов поведения человека в целях управления его деятельностью; создание условий, обеспечивающих соответствие между интересами работника и работодателя. Мотивы профессиональной деятельности — внутренние побуждения, определяющие направленность профессиональной активности человека в целом и ориентации человека на саму профессиональной деятельности (процесс, результат и др.) или на сопутствующие ей факторы (заработок, льготы и др.) Навыки — автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Начальное профессиональное образование — подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и др. училищах). Образовательная область «Технология» — часть федерального образовательного стандарта, включающая элементы производственного обучения школьников, профессиональной ориентации, формирования практических навыков и умений. Образовательные уровни (образовательные цензы) – 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование. Общие способности – система свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями. Одаренность — 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2) целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 3) совокупность задатков, природных данных, характеристика выраженности и своеобразия способностей. Ошибки в выборе профессии — затруднения в выборе профессии, связанные с субъективными искажениями или недостаточностью информации; затруднениями при оценке своих индивидуально-психологических особенностей; несформированностью ряда качеств, необходимых для осуществления процесса подготовки и принятия решения; объективной сложностью и неопределенностью ситуации выбора. Повышение квалификации — рост профессионального уровня работников для реализации возможности выполнения работ более высокой сложности. Подготовительные курсы — краткосрочная (от 2-х недель до 8-ми месяцев) подготовка поступающих в вузы и ссузы по всем формам вступительных испытаний (экзамены, собеседование, тестирование); формы обучения: очная, вечерняя, заочная, очно-заочная — для иногородних. Предмет труда — система взаимосвязанных признаков вещей, процессов и явлений как материального, так и нематериального порядка. Престиж (от фр. prestige — авторитет, влияние) — результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности. Престижность — значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности людей: социальному положению, профессии. Проектирование профессионального пути – создание профессионального проекта, включающего оценку возможностей и потребностей человека, внешних условий; определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей) на основе сопоставления возможностей и потребностей человека с внешними условиями; анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего; построение конкретных шагов для достижения цели с учетом ресурсов и ограничений. Профессионализация — процесс становления профессионала, включающий выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение профессии; осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии. Профессионализм – высокая подготовленность к выполнению профессиональных задач, дающая возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий. Профессиональная адаптация — приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность — производственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе). Профессиональная информация — информация о состоянии и перспективах развития рынка труда, особенностях профессий и специальностей, требованиях, предъявляемых ими к человеку, условиях труда, конкретных предприятиях региона и возможностях трудоустройства. Профессиональная компетентность – сочетание профессиональных знаний, умений, навыков и положительного опыта работы и профессионально важных качеств человека. Профессиональная мотивация — побуждения, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение профессиональных обязанностей. Профессиональная обучаемость — готовность к профессиональному развитию, овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к обновляющимся профессиональным условиям. Профессиональная ориентация (от франц. orientation — установка) — комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора профессии, способа ее получения и трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями человека и с учетом потребности рынка труда. Профессиональная подготовка – приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ; профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося. Профессиональная пригодность – сочетание психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им эффективности труда при наличии специальных знаний, умений, навыков. Профессиональная проба — профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии. Профессионально важные качества (ПВК) — индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности. Профессиональное призвание – идеальное совпадение своих интересов, склонностей, способностей с требованиями конкретной профессии; высшая степень профессионального мастерства. Профессиональное резюме — краткое жизнеописание потенциального работника, где указывается его образование, опыт работы, профессионально важные качества и навыки, интересы и другая информация, которая может заинтересовать работодателя. Профессиональное самоопределение — процесс формирования отношения к профессиональной деятельности и способ ее самореализации; длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути. Профессиональные болезни — заболевания, вызванные неблагоприятными факторами производственной среды. Профессиональные вредности – факторы производственной среды и условий труда, которые могут вызывать ухудшение здоровья человека (запыленность, загазованность, производственные шумы и т.д.). Профессиональные намерения — осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знания о профессии и путях ее получения. Профессиональные ожидания — мысленные представления о своих возможных профессиональных успехах или неудачах. Профессиональные притязания — стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности. Профессиональные склонности — избирательная направленность человека на определенную профессиональную деятельность, побуждающая заниматься ею. Профессиональные способности — индивидуально-психологические свойства личности человека, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. Профессиональный отбор — изучение и вероятностная оценка пригодности человека к овладению специальностью и успешному выполнению профессиональных обязанностей. Профессиональный план — 1). образ профессионального будущего. Основные блоки профессионального плана: главная цель; цепочка ближайших и дальних целей; пути, средства и условия их достижения целей; запасные варианты и пути их достижения. 2). представления человека о профессиональной деятельности, сложившиеся на основе его склада характера, склонностей, интересов, опыта, а также знаний о себе и о мире профессий. Профессиональный подбор — подбор профессии (не предъявляющей жестких требований к работнику) для человека по критерию профессиональной успешности. Профессиональный потенциал — совокупность возможностей и способностей для освоения и совершенствования в профессиональной деятельности. Профессиональный тренинг — система приемов, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств. Профессия — вид трудовой деятельности, являющийся источником существования и требующий определенной квалификации, которая приобретается в ходе специальной подготовки и опыта работы. Профильный класс — форма подготовки школьников по определенному профилю к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения (например, гуманитарный, инженерный, медицинский, физико-математический класс). Профконсультант — специалист, оказывающий психологическую помощь в выборе профессии. Работоспособность — потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на требуемом уровне в течение определенного времени. Рабочая сила — 1) товар на рынке труда; 2) экономическая категория, выражающая способность к труду; совокупность физических и интеллектуальных способностей, знаний, умений и навыков человека, использующего их для производства жизненных благ; 3) численность населения, предлагающего свой труд на рынке рабочей силы. Рынок образовательных услуг — система образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению на территории. Рынок труда (рынок рабочей силы) – система, позволяющая продавцам (ищущие работу) найти работу, а покупателям (работодателям) найти работников, которые им требуются для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности. Самооценка — оценка человеком своих ресурсов. Самооценка является важным регулятором поведения личности, от которого зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, эффективность деятельности и личностное развитие. Способности — индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения продуктивной деятельности. Среднее профессиональное образование — подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования. Творчество — деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Тест — в психологии — фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий; основной инструмент психодиагностического обследования. Тестирование (от англ. test — опыт, проба) — метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты) и применяемый для измерения индивидуальных различий в психологическом консультировании. Требования профессии к человеку — требования, которые предъявляет профессия к личности работающего. Труд – 1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; 2) все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства материальных и духовных ценностей; 3) результат деятельности, работы, произведение. Трудовые отношения — совокупность регулирующих правил и взаимосвязей между действующими лицами по поводу отношений занятости. Трудовые ресурсы — часть населения страны, имеющая данные, необходимые для работы в народном хозяйстве. Трудолюбие — черта характера, заключающаяся в положительном отношении к процессу трудовой деятельности. Удовлетворенность трудом — эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания. Уровень притязаний — выбор человеком цели, которая может соответствовать или не соответствовать интеллектуальным, психофизическим, материальным возможностям человека. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью и критичностью. Условия труда — сочетание социальных и производственных факторов, в которых работает человек (оплата труда, продолжительность рабочего времени, отпуска; технические, санитарно-гигиенические и производственно-бытовые условия). Формы обучения — дневная, очно-заочная, вечерняя, заочная, дистанционное обучение, экстернат. Целеполагание — это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего; направленность на конечные и промежуточные результаты труда. Ценностные ориентации (от франц. orientation — установка) — установки человека, которые формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах личности. Человеческие ресурсы – население, составляющее гражданский, интеллектуальный и профессиональный потенциал страны. Эффективное поведение на рынке труда — способность успешно решать вопросы своего трудоустройства. Эффективность труда — показатель объема труда, вложенного в организацию работником. |