Словарь основных понятий профориентации

Активность

 

— способность человека производить жизненно значимые преобразования; поведение, направленное на изменение ситуации или отношения к ней.

Амбиция

— обостренное самолюбие.

Анкета (фр. enguete — список вопросов)

– набор логически связанных вопросов для получения первичной социологической и социально-психологической информации.

Банк вакансий

— информация о вакантных (свободных) рабочих местах на предприятиях и в организациях.

Безработица

— приостановление трудовой деятельности на длительный срок из-за невозможности трудоустройства; социально-экономическое явление, когда часть экономически активного населения не может найти себе работу.

Безработные

— трудоспособные граждане, которые по независящим от них причинам не имеют работы и заработка (трудового дохода), зарегистрированы в государственной службе занятости в качестве лиц, ищущих работу, способные и готовые трудиться, но не получившие от этой служба подходящей работы.

Биржа труда (служба занятости)

— государственная организация, на которую возложено решение вопросов трудоустройства населения; выплаты пособий по безработице; организации профессиональной подготовки и переподготовки и общественных работ.

Вакансия

— свободное место, незанятая должность.

 

Востребованность профессии на рынке труда

— соотношение емкости спроса и емкости предложения на рынке труда.

Высшее профессиональное образование

– образование, цель которого – подготовка и переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Может быть получено в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (высших учебных заведениях). Лица, имеющие начальное или среднее профессиональное образование соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

Должностная инструкция (иначе — описание работ)

— нормативный документ, регламентирующий деятельность работника в структуре организации, определяющий организационно-правовое положение, содержание и условия его эффективной работы.

Должность

– комплекс необходимых служебных обязанностей человека на его рабочем месте.

Дополнительное образование

– образовательные программы различной направленности, реализуемые за рамками основных образовательных программ (на курсах, в школах-студиях, домах детского творчества и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).

Жизненная перспектива

— целостная картина будущего в сложной, противоречивой взаимосвязи ожидаемых событий, от которых, по мнению человека, зависит его социальная ценность и смысл жизни.

Жизненное самоопределение

— это определение себя относительно общечеловеческих критериев смысла жизни и реализация себя на основе этого самоопределения.

Заработная плата

— цена рабочей силы, определяемая в ходе переговоров между работниками и работодателями при участии государства, обеспечивающего соблюдение достигнутых договоренностей; величина денежного вознаграждения, выплачиваемого работнику за его трудовой вклад, отражающая стоимость его труда.

Индивидуальный стиль деятельности

— устойчивая индивидуально-специфическая система средств, приемов, способов выполнения деятельности, позволяющая людям с разными индивидуально-типологическими особенностями добиваться равной эффективности при выполнении одинаковой деятельности, компенсируя индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха.

Инициатива

— побуждение к действию, готовность к принятию решений и самостоятельным активным действиям, сознательное их выполнение.

Интеллект

— свойство личности, выражающееся в способности отражать в сознании предметы и явления объективной действительности в их существенных связях и закономерностях; общая познавательная способность, определяющая готовность человека к усвоению, сохранению и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях.

Интерес

— форма проявления познавательной потребности, способствующая более полному и глубокому отражению действительности. Субъективно интерес обнаруживается в положительном отношении, внимании к объекту интереса.

Интуиция (от лат. intueri — пристально, внимательно смотреть)

— знание, возникающее без осознания человеком путей и условий его получения; способность без логического продумывания находить правильное решение проблемы.

Карьера

— субъективно осознанный трудовой путь человека, способ достижения целей и результатов, связанных с деятельностью работника; продвижение по служебной лестнице (от франц. cariera) — успешное продвижение вперед в той или иной области (общественной, служебной, научной, профессиональной) деятельности.

Квалификация

— степень и вид профессиональной подготовленности человека, наличие знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения работы; характеристика определенного вида работы, устанавливаемая в зависимости от ее сложности; степень профессиональной готовности работников к выполнению трудовых функций в рамках определенной профессии, специальности.

Классификация профессий

— объединение профессий в группы в соответствии с установленными критериями: отрасль экономики, цель труда, компетенции, уровень образования и т.д. (например, классификация Е.А. Климова по предмету труда, классификация Дж. Голланда по типам профессий).

Коммуникативные способности

— вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в различных областях деятельности.

Конкуренция на рынке труда

— наличие большого числа покупателей и продавцов рабочей силы, имеющих возможность свободно входить на рынок труда и покидать его.

Конкурентоспособность

— способность выдержать конкуренцию в борьбе за достижение лучших результатов; соответствие качества предлагаемой рабочей силы спросу работодателя.

Курcы профессиональной подготовки

– образование, позволяющее приобрести трудовые навыки, знания и умения, необходимые для выполнения определенной работы, не сопровождающееся повышением образовательного уровня.

Мастерство

— высокий уровень развития человека как субъекта профессиональной деятельности.

Медицинские противопоказания

— перечень заболеваний, препятствующих обучению и работе по данной профессии.

Методы оценки персонала

— способы проведения испытаний при подборе и оценке персонала (собеседование, анкетирование, наблюдение, тестирование, биографический метод, социологический опрос и др.).

Мотивация

— использование мотивов поведения человека в целях управления его деятельностью; создание условий, обеспечивающих соответствие между интересами работника и работодателя.

Мотивы профессиональной деятельности

— внутренние побуждения, определяющие направленность профессиональной активности человека в целом и ориентации человека на саму профессиональной деятельности (процесс, результат и др.) или на сопутствующие ей факторы (заработок, льготы и др.)

Навыки

— автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения.

Начальное профессиональное образование

— подготовка работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) на базе основного общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и др. училищах).

Образовательная область «Технология»

— часть федерального образовательного стандарта, включающая элементы производственного обучения школьников, профессиональной ориентации, формирования практических навыков и умений.

Образовательные уровни (образовательные цензы)

– 1) основное общее образование; 2) среднее (полное) общее образование; 3) начальное профессиональное образование; 4) среднее профессиональное образование; 5) высшее профессиональное образование; 6) послевузовское профессиональное образование.

Общие способности

– система свойств личности, которая обеспечивает относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями.

Одаренность

— 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; 2) целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 3) совокупность задатков, природных данных, характеристика выраженности и своеобразия способностей.

Ошибки в выборе профессии

— затруднения в выборе профессии, связанные с субъективными искажениями или недостаточностью информации; затруднениями при оценке своих индивидуально-психологических особенностей; несформированностью ряда качеств, необходимых для осуществления процесса подготовки и принятия решения; объективной сложностью и неопределенностью ситуации выбора.

Повышение квалификации

— рост профессионального уровня работников для реализации возможности выполнения работ более высокой сложности.

Подготовительные курсы

— краткосрочная (от 2-х недель до 8-ми месяцев) подготовка поступающих в вузы и ссузы по всем формам вступительных испытаний (экзамены, собеседование, тестирование); формы обучения: очная, вечерняя, заочная, очно-заочная — для иногородних.

Предмет труда

— система взаимосвязанных признаков вещей, процессов и явлений как материального, так и нематериального порядка.

Престиж (от фр. prestige — авторитет, влияние)

— результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности. Престижность — значимость, привлекательность, приписываемая в общественном сознании различным сторонам деятельности людей: социальному положению, профессии.

Проектирование профессионального пути

– создание профессионального проекта, включающего оценку возможностей и потребностей человека, внешних условий; определение образа желаемого профессионального будущего (профессиональных целей) на основе сопоставления возможностей и потребностей человека с внешними условиями; анализ ресурсов и ограничений для достижения желаемого профессионального будущего; построение конкретных шагов для достижения цели с учетом ресурсов и ограничений.

Профессионализация

— процесс становления профессионала, включающий выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение профессии; осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии.

Профессионализм

– высокая подготовленность к выполнению профессиональных задач, дающая возможность достигать значительных качественных и количественных результатов труда при меньших затратах физических и умственных сил на основе использования рациональных приемов выполнения рабочих заданий.

Профессиональная адаптация

— приспособление человека к новым для него условиям труда (ее разновидность — производственная адаптация как приспособление к условиям конкретного труда в данной производственной группе).

Профессиональная информация

— информация о состоянии и перспективах развития рынка труда, особенностях профессий и специальностей, требованиях, предъявляемых ими к человеку, условиях труда, конкретных предприятиях региона и возможностях трудоустройства.

Профессиональная компетентность

– сочетание профессиональных знаний, умений, навыков и положительного опыта работы и профессионально важных качеств человека.

Профессиональная мотивация

— побуждения, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение профессиональных обязанностей.

Профессиональная обучаемость

— готовность к профессиональному развитию, овладению новыми средствами труда, профессиональными знаниями и умениями, активное приспособление человека к обновляющимся профессиональным условиям.

Профессиональная ориентация (от франц. orientation — установка)

— комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию процесса выбора профессии, способа ее получения и трудоустройства в соответствии с желаниями, склонностями, способностями человека и с учетом потребности рынка труда.

Профессиональная подготовка

– приобретение обучающимся навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ; профессиональная подготовка не сопровождается повышением образовательного уровня обучающегося.

Профессиональная пригодность

– сочетание психологических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им эффективности труда при наличии специальных знаний, умений, навыков.

Профессиональная проба

— профиспытание или профпроверка, моделирующая элементы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющая завершенный вид, способствующая сознательному, обоснованному выбору профессии.

Профессионально важные качества (ПВК)

— индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональное призвание

– идеальное совпадение своих интересов, склонностей, способностей с требованиями конкретной профессии; высшая степень профессионального мастерства.

Профессиональное резюме

— краткое жизнеописание потенциального работника, где указывается его образование, опыт работы, профессионально важные качества и навыки, интересы и другая информация, которая может заинтересовать работодателя.

Профессиональное самоопределение

— процесс формирования отношения к профессиональной деятельности и способ ее самореализации; длительный процесс согласования внутриличностных и социально-профессиональных потребностей, который происходит на протяжении всего жизненного и трудового пути.

Профессиональные болезни

— заболевания, вызванные неблагоприятными факторами производственной среды.

Профессиональные вредности

– факторы производственной среды и условий труда, которые могут вызывать ухудшение здоровья человека (запыленность, загазованность, производственные шумы и т.д.).

Профессиональные намерения

— осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности, включающее знания о профессии и путях ее получения.

Профессиональные ожидания

— мысленные представления о своих возможных профессиональных успехах или неудачах.

Профессиональные притязания

— стремление достичь результата определенного уровня профессиональной деятельности.

Профессиональные склонности

— избирательная направленность человека на определенную профессиональную деятельность, побуждающая заниматься ею.

Профессиональные способности

— индивидуально-психологические свойства личности человека, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения.

Профессиональный отбор

— изучение и вероятностная оценка пригодности человека к овладению специальностью и успешному выполнению профессиональных обязанностей.

Профессиональный план

— 1). образ профессионального будущего. Основные блоки профессионального плана: главная цель; цепочка ближайших и дальних целей; пути, средства и условия их достижения целей; запасные варианты и пути их достижения. 2). представления человека о профессиональной деятельности, сложившиеся на основе его склада характера, склонностей, интересов, опыта, а также знаний о себе и о мире профессий.

Профессиональный подбор

— подбор профессии (не предъявляющей жестких требований к работнику) для человека по критерию профессиональной успешности.

Профессиональный потенциал

— совокупность возможностей и способностей для освоения и совершенствования в профессиональной деятельности.

Профессиональный тренинг

— система приемов, направленных на развитие, формирование, коррекцию у человека необходимых профессиональных качеств.

Профессия

— вид трудовой деятельности, являющийся источником существования и требующий определенной квалификации, которая приобретается в ходе специальной подготовки и опыта работы.

Профильный класс

— форма подготовки школьников по определенному профилю к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения (например, гуманитарный, инженерный, медицинский, физико-математический класс).

Профконсультант

— специалист, оказывающий психологическую помощь в выборе профессии.

Работоспособность

— потенциальная возможность человека выполнять целесообразную деятельность на требуемом уровне в течение определенного времени.

Рабочая сила

— 1) товар на рынке труда; 2) экономическая категория, выражающая способность к труду; совокупность физических и интеллектуальных способностей, знаний, умений и навыков человека, использующего их для производства жизненных благ; 3) численность населения, предлагающего свой труд на рынке рабочей силы.

Рынок образовательных услуг

— система образовательных услуг, предлагаемых образовательными учреждениями населению на территории.

Рынок труда (рынок рабочей силы)

– система, позволяющая продавцам (ищущие работу) найти работу, а покупателям (работодателям) найти работников, которые им требуются для ведения производственной, коммерческой или иной деятельности.

Самооценка

— оценка человеком своих ресурсов. Самооценка является важным регулятором поведения личности, от которого зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, эффективность деятельности и личностное развитие.

Способности

— индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения продуктивной деятельности.

Среднее профессиональное образование

— подготовка специалистов среднего звена образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования или на первой ступени высшего профессионального образования.

Творчество

— деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей.

Тест

— в психологии — фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий; основной инструмент психодиагностического обследования.

Тестирование (от англ. test — опыт, проба)

— метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты) и применяемый для измерения индивидуальных различий в психологическом консультировании.

Требования профессии к человеку

— требования, которые предъявляет профессия к личности работающего.

Труд

– 1) целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни; 2) все умственные и физические затраты, совершаемые людьми в процессе производства материальных и духовных ценностей; 3) результат деятельности, работы, произведение.

Трудовые отношения

— совокупность регулирующих правил и взаимосвязей между действующими лицами по поводу отношений занятости.

Трудовые ресурсы

— часть населения страны, имеющая данные, необходимые для работы в народном хозяйстве.

Трудолюбие

— черта характера, заключающаяся в положительном отношении к процессу трудовой деятельности.

Удовлетворенность трудом

— эмоционально-оценочное отношение личности или группы к выполняемой работе и условиям ее протекания.

Уровень притязаний

— выбор человеком цели, которая может соответствовать или не соответствовать интеллектуальным, психофизическим, материальным возможностям человека. Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью и критичностью.

Условия труда

— сочетание социальных и производственных факторов, в которых работает человек (оплата труда, продолжительность рабочего времени, отпуска; технические, санитарно-гигиенические и производственно-бытовые условия).

Формы обучения

— дневная, очно-заочная, вечерняя, заочная, дистанционное обучение, экстернат.

Целеполагание

— это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего; направленность на конечные и промежуточные результаты труда.

Ценностные ориентации (от франц. orientation — установка)

— установки человека, которые формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах личности.

Человеческие ресурсы

– население, составляющее гражданский, интеллектуальный и профессиональный потенциал страны.

Эффективное поведение на рынке труда

— способность успешно решать вопросы своего трудоустройства.

Эффективность труда

— показатель объема труда, вложенного в организацию работником.