Страница учителя-дефектолога
График работы
учителя-дефектолога
Шрамковой Е.И.
на I полугодие 2025/2026учебного года
понедельник | 8.00-12.45 |
вторник | 8.00-13.20 |
среда | 8.00-15.45 |
четверг | 9.00-16.45 |
пятница | 8.00-18.35 |
График работы
учителя-дефектолога
Ковалевой С.В.
на I полугодие 2025/2026 учебного года
понедельник | 8.00-14.45 |
вторник | 9.00-16.45 |
среда | 8.00-17.40 |
четверг | 8.00-14.45 |
пятница | 8.00-14.45 |
График работы
учителя-дефектолога
Спынаки В.В.
на I полугодие 2025/2026учебного года
понедельник | 8.00-15.45 |
вторник | 8.00-13.40 |
среда | 8.00-15.00 |
четверг | 9.00-14.00 |
пятница | 8.00-15.45 |
учителя-дефектолога
Кончиц Ю. Н.
на I полугодие 2025/2026учебного года
понедельник | 8.30-15.00 |
вторник | 8.30-15.00 |
среда | 8.30-14.30 |
четверг | 8.30-14.30 |
пятница | 8.30-13.30 |
График работы
учителя-дефектолога
Коноваловой А. Д.
на I полугодие 2025/2026учебного года
понедельник | 9.00-14.40 |
вторник | 8.30-15.30 |
среда | 9.00-14.30 |
четверг | 8.30-15.20 |
пятница | 9.00-14.00 |
График работы
учителя-дефектолога
Белодедова Е. В.
на I полугодие 2025/2026учебного года
понедельник | 8.30-15.00 |
вторник | 8.30-15.00 |
среда | 8.30-15.00 |
четверг | 8.30-15.00 |
пятница | 8.30-12.30 |

Рада приветствовать!
Уважаемые гости, вы перешли на страницу учителя-дефектолога. Здесь вы сможете найти ответ на вопрос, что такое интегрированное обучение и воспитание.
Представлены ссылки на интернет-ресурсы, где можно изучить нормативно-правовую базу, получить массу полезной информации для работы педагогов. Так же представлены ресурсы для любознательных детей и их ответственных родителей.
Собрана информация, которая может стать полезной для учителей-дефектологов и педагогов, работающих не только в классах интегрированного обучения и воспитания. Массу рекомендаций и советов для родителей можно получить здесь.
Благодарю за внимание и уделенное время!!!
Рекомендации по воспитанию ребенка с проблемами в обучении |
Рекомендации родителям по воспитанию ребенка с проблемами в обучении С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто, другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю. Давайте разберем, что мешает нам помочь ребенку преодолеть трудности. Беда не только в самих трудностях письма, которые фактически не позволяют ребенку учиться, но и в сопутствующих им постоянных конфликтах между учителем и учеником, ребенком и родителем, в формировании у ребенка чувства неполноценности, неудовлетворенности в себе, в своих силах. Беда и в том, что недовольство учителя и родителей, неудачи отталкивают ребенка от взрослых, и, если нет от них реальной помощи и поддержки, ребенок окончательно теряет веру в себя. Переживание собственных неудач усиливается во много раз при неправильной тактике поведения учителей и родителей. Увы, взрослые и в школе, и дома чаще ругают, укоряют, наказывают ребенка за школьные неудачи и гораздо реже могут оказать ему реальную помощь. Тактика наказаний бывает разной, и родители редко задумываются, что любые наказания больно ранят. Мы хотели бы обратить внимание родителей на некоторые факторы, усугубляющие школьные трудности, затрудняющие помощь ребенку. Один из таких факторов — неправильная тактика взаимоотношений с ребенком:
Отрицательно воздействуют на ребенка, способствуют конфликтам, создают стрессовые ситуации, а значит, усугубляют трудности такие черты личности родителей, и прежде всего мам, как:
Нервные срывы родителей в виде окрика, наказаний, различного рода лишений отнюдь не способствуют формированию у ребенка уверенности в себе. Оправдание себе взрослые находят гораздо чаще, чем ребенку X. Джайнотт предлагает новый код общения с детьми, основанный на уважении друг к другу и умении общаться. Пользоваться этим кодом нужно и дома, и в школе. Итак, первое — обе стороны должны помнить о взаимном уважении, второе — понимание должно предшествовать советам и наставлениям. Важно научиться любить и ценить не успехи и достижения ребенка, а самого ребенка, вне зависимости от его успехов. Как снять страх ребенка перед непреодолимыми на его взгляд трудностями, как помочь ему поверить в себя, как научить работать, не боясь неудач?
Основные правила 1. Не спешите ставить оценку, особенно неудовлетворительную. 2. Не сравнивайте своего ребенка с товарищами, знакомыми, братьями и сестрами, подчеркивая его неудачи или удачи, успехи других детей .Все это травмирует ребенка, обостряет ситуацию неудачи. Кстати, оценка ребенка взрослым и особенно учителем оказывает серьезное влияние не только на самоощущение и самооценку. От этой оценки во многом зависит отношение к ребенку одноклассников. 3. Если есть хоть малейший прогресс, похвалите, подбодрите, подчеркните старание ребенка. Если не за что похвалить, не ставьте оценку, но обязательно подбодрите. 4. Не встречайте ребенка сакраментальным вопросом: Что ты сегодня получил. Даже если вы не будете его ругать за неудачу, даже если вы найдете в себе силы подбодрить, вы все равно не сможете скрыть своего огорчения. 5. Не надоедайте ребенку упреками по поводу домашних заданий. Не стоить переоценивать их значение, особенно на первых порах, ведь во второй половине дня работоспособность снижена, сказывается утомление, и непрерывная работа больше 15-20 минут порой не по силам. Если вы будете сидеть все время над душой ребенка, следя за каждым его движением, то это еще один повод поверить в собственную беспомощность. 6. Не ограничивайте любимые занятия из-за неудач в школе, не лишайте любимого дела. Запреты не дадут желаемого результата, а, наоборот, могут вызвать реакцию протеста, достаточно резкую по форме (и грубость, и слезы, и даже угрозы). Нельзя исключить и такую ситуацию, когда лишение любимого дела вызывает только желание забросить уроки, несмотря на давление родителей, и всякого рода наказания. Наоборот, при школьных неудачах нужно дать ребенку возможность реализоваться в чем-то другом, доказать (прежде всего, самому, а потом окружающим), что есть дело, которое он может сделать хорошо. Если такого дела нет, его надо искать и обязательно найти. Как видите, проблема помощи ребенку при трудностях обучения совсем не проста, но главное — знать, что почти все трудности преодолимы. Нужны только желание, доброта и терпение родителей и учителя и их совместная работа. |




РАДЫ ПРИВЕТСТВОВАТЬ ВАС НА СТРАНИЦЕ
УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ
ГУО «Средняя школа № 75 г. Гомеля»
ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА в нашем учреждении направлена на коррекцию пробелов в развитии. Дефектолог корригирует причину возникшей трудности, вследствие чего и происходит коррекция нарушенных функций.
ГЛАВНЫЕ ЗАДАЧИ:
- осуществлять углубленное психолого-педагогическое обследование ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи;
- создавать необходимую коррекционно-развивающую среду для обеспечения индивидуально-ориентированной педагогической помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
- формировать общие способности к обучению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов на уровне общего базового образования;
- повышать уровень интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля;
- разрабатывать и реализовывать перспективные планы работы по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у детей;
- консультировать педагогов учреждения образования, законных представителей детей по вопросам индивидуализации обучения и воспитания.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:
- Диагностическое;
- Коррекционно-развивающее;
- Консультативное;
- Социально-педагогическое;
- Методическое;
- Информационно-аналитическое.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:
— Урок
— Коррекционное занятие (индивидуальное, подгрупповое, групповое)
— Консультации для специалистов школы.
— Консультации для родителей.
ВЗАИМОСВЯЗЬ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ С ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
— Психиатр детской поликлиники
— ГГЦКРОиР
Консультации для педагогов:
Рекомендации учителям, работающим в интегрированных классах
Рекомендации для организации работы с учащимися интегрированных классов на уроках русского языка
Рекомендации для организации работы с учащимися интегрированных классов на уроках математики
Консультации для родителей:
Памятка родителям для организации занятий по заданию учителя-дефектолога
Предупреждение речевых нарушений в период становления речи
Способы преодоления ошибок на письме
Психолого-медико-педагогическая комиссия
Упражнения для развития навыка фонематического анализа и синтеза
Логопедия в вопросах и ответах
Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать?
Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью
Рекомендации родителям учащихся по выполнению домашних заданий учителя
Уважаемые родители, не бойтесь обращаться за помощью к
учителю-дефектологу.
Специалист поможет Вам в организации условий развития и обучения вашего ребенка.
Всегда рады встрече с вами!
Памятка учителю-дефектологу
14 основных правил красивой речи
- При разговоре необходимо придать телу удобную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).
- Во время речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.
- Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.
- Четко артикулируйте, произносите гласные протяжно.
- Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.
- В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.
- Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.
- Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.
- Четко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.
- Избегайте монотонности. Говорите выразительно.
- Выдерживайте ровный умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спокойно.
- Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.
- При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.
- Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.
Рекомендации учителям, работающим в интегрированных классах
1. Учебные задания предъявлять с использованием опор.
2. Делить изучаемый материал на части, обращайтесь к повторению ранее изученного.
3. При поступлении информации разъяснять назначение и пользу изучаемого материала для формирования у ребенка понимания цели.
4. Учитывать темп работы, не требовать немедленного ответа на поставленные вопросы.
5. Отдавать предпочтение индуктивному пути познания (от частного к общему).
6. Создавать ситуацию успеха в учебной деятельности, уделять внимание мотивационно-занимательной стороне обучения.
7. Обучать выполнению заданий, содержащих несколько инструкций, путём предложения внимательно прочесть задание, пересказать своими словами, чётко предоставить количество звеньев и их последовательность.
Рекомендации для организации работы с учащимися интегрированных классов на уроках русского языка
1. Уточнять, обогащать, активизировать словарный запас.
2. Развивать умения грамматически правильно оформлять предложения.
3. Развивать диалогическую и монологическую речь.
4. Учить связно и логично излагать свои мысли в письменной форме.
5. Учить отличать связное высказывание от набора отдельных предложений.
6. Определить тему высказывания, выделять идею высказывания.
7. Соотносить заглавие и содержание текста.
8. Находить части текста, относящиеся к вступлению, основному содержанию и заключению.
9. Определять границы предложения и порядок следования предложений в тексте и в каждой его структурной единице.
10. Устанавливать логическую связь между частями и предложениями.
11. Относить слова к определённой грамматической категории.
12. Формировать навык письма по правилу.
13. Повышать осознанность усвоения орфографического правила.
Рекомендации для организации работы с учащимися интегрированных классов на уроках гуманитарного цикла
1. Отбирать материал, относящийся к событию или герою.
2. Замечать эмоциональное состояние героев, «видеть» героя в окружающей обстановке, оценивать его поступки, определять отношение к нему других персонажей и автора, понимать мотивы поступков героев.
3. Осуществлять смысловую обработку текстов: находить смысловые части;определять основное содержание и основные мысли;выделять главную мысль.
4. Ориентироваться в причинных и последовательных связях текста и пересказывать его.
5. Сопоставлять факты, доказывать.
6. Составлять план текста и пересказывать его.
7. Выразительно читать произведение, пользуясь средствами выразительности в соответствии с задачей чтения: паузой, логическим ударением; варьировать темп чтения, владеть окраской голоса в зависимости от содержания текста.
Рекомендации для организации работы с учащимися интегрированных классов на уроках математики
1. Распознавать в явлениях окружающей жизни математические факты, применять математические знания к решению конкретных практических задач.
2. Выполнять основные арифметические действия с числами, буквенными выражениями, дробями.
3. Пользоваться измерительными инструментами, производить простейшие измерения.
4. Решать простые и составные задачи, с помощью уравнений ставить узловые вопросы по содержанию задач, производить краткую запись содержания задачи, выполнять ход решения задачи с обоснованием выбора действий.
5. Различать геометрические фигуры, знать их свойства, строить эти фигуры с помощью чертёжных инструментов.
6. Развивать способность к логическому мышлению, к анализу и синтезу.
Предупреждение речевых нарушений в период становления речи
Уважаемые родители!
Для своевременного развития речи мать и другие лица, окружающие ребенка, должны постоянно общаться с ним, стремясь вызвать ответную реакцию. Известно, что на самых ранних стадиях развития ребенка его общение с матерью осуществляется не безмолвно, они ведут «диалог». Этот «диалог» вызывает у младенца реакции в виде оживления общих движений, улыбки, произнесения звуков и созвучий. Стимуляция формирования речевой функции имеет большое значение для развития ребенка. Следует всемерно содействовать тому, чтобы период овладения ребенком двигательными навыками (сидение, ползание, ходьба, тонкие движения рук и пр.), и в частности речевым моторным аппаратом, протекал благоприятно.
Необходимо создавать условия для осуществления разнообразных двигательных реакций, способствовать «играм» младенца голосом. У детей первых лет жизни особое значение имеет развитие понимания речи, что в значительной степени зависит от речевого поведения взрослых. Понимание речи происходит у ребенка путем установления связи между словами, произносимыми взрослыми, и предметами, окружающими ребенка. Родители поступают неправильно в тех случаях, когда стремятся по мимике и жестам угадать желания ребенка. При этом у него не появляется необходимости в голосовых реакциях и произнесении звуков и слов. Лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться на родном языке. Усвоение двух языковых систем на раннем этапе развития речи является для ребенка трудной задачей. Если малыш слышит, кроме родного языка, еще другой язык, то его речь может развиваться медленнее, а в некоторых случаях появляются запинки судорожного характера. В этом плане в семье должны быть установлены взаимопонимание и единый подход, которые позволят ребенку в последующем овладеть в совершенстве двумя и более языковыми системами. В семье обязаны знать требования, которые нужно предъявлять к речи ребенка. Эти требования не должны быть ни занижены, ни завышены.
Формировать речевые умения нужно соответственно речевой норме. Не следует в начальный период развития речи перегружать ребенка усвоением трудных для произношения и малопонятных слов, заучиванием стихов и песен, не соответствующих возрасту. К трем годам у нормально развивающегося ребенка словарь включает 1000-1200 слов. Малыш употребляет почти все части речи, распространенные предложения, его общение со взрослыми и детьми становится речевым. В этот период бурно развивается инициативное обращение со взрослым (вопросы: Как? Где? и т.д.).
Таким образом, речь взрослого является для ребенка самым важным средством познания окружающего мира. К трем годам жизни ребенка его собственная речь становится самостоятельным видом деятельности. При общении с ребенком, который уже научился говорить, следует задавать ему простые вопросы и терпеливо ждать ответ, уметь выслушать малыша и правильно ему ответить. Несмотря на довольно большой словарный запас, внешнее оформление речи в дошкольном возрасте (к 6 годам) нередко еще далеко от совершенства: нет чистоты в звучании шипящих, звука р, наблюдаются перестановки звуков и т.п. Обычно эти особенности формирования речи исчезают к 4-5 годам жизни, по мере созревания физиологических и психологических функций мозга, спонтанно под влиянием речи окружающих и правильных ее образцов. В тех случаях, когда окружающие взрослые имеют неправильное произношение, либо, забавляясь, копируют речь ребенка («сюсюкают»), процесс овладения правильным звукопроизношением затрудняется, аномально произносимые звуки речи закрепляются и в дальнейшем такому ребенку бывает необходимо специальное корригирующее обучение у логопеда.
В процессе становления речи дети проходят через так называемые физиологические запинки, что проявляется в прерывистости речевого потока, многократном повторении слогов и слов, произнесении слов в период вдоха. Эти явления, так же как и неправильное звукопроизношение, связаны главным образом с незрелостью координаторных механизмов в деятельности периферического речевого аппарата и обычно исчезают к 4-5 годам жизни. Однако эти запинки могут перейти в настоящую речевую патологию, если в этот период ребенка будет окружать напряженная психологическая обстановка в семье или его речевое воспитание будет неправильным.
Детей не следует наказывать за погрешности в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Помочь становлению нормальной речи можно, разучивая с ребенком короткие ритмичные стихи и песни, пением и декламацией сопровождая движения, совершаемые в определенном темпе (например, при маршировке).
Необходимо приучать ребенка говорить с умеренной скоростью. Разговаривать с детьми надо спокойным тоном, четко произнося слова, договаривая окончания. Мы надеемся, что наши рекомендации помогут Вам предупредить речевые нарушения детей, сохранить их здоровье.
Памятка родителям
Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15 — 20 мин.) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.
Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.
Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.
Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Не забывайте отмечать успехи детей, хвалить их за достигнутые результаты.
Желаем вам успехов в занятиях, радости в общении!
НЕ БЕРИТЕ на себя то, что ребенок может и должен сделать самостоятельно.
ДАЙТЕ ему возможность самому выбирать домашние обязанности, за которые он будет отвечать лично.
СТАРАЙТЕСЬ как можно чаще намеренно ставить малыша в ситуацию выбора, когда ему необходимо самому принять решение.
ОБСУЖДАТЬ с ребенком различные варианты поведения той или иной ситуации, учите его анализировать обстоятельства, в которые он попадает.
ПООЩРЯЙТЕ инициативу и самостоятельность ребенка, с юмором относитесь к его неудачам, спокойно реагируйте на ошибки и учитесь извлекать из них полезные уроки.
ПОВЫШАЙТЕ интеллектуальный потенциал ребенка, учите его самостоятельно думать, спрашивать, понимать различия между мыслями и действиями. Он должен усвоить, что на сложные вопросы нет простых ответов.
СОВЕТУЙТЕ всегда доводить начатое дело до конца, чтобы почувствовать уверенность в своих силах
Памятка родителям для организации занятий по заданию учителя-дефектолога
Занятия должны быть регулярными, носить занимательный, никак не принудительный характер, не превращаться в дополнительные учебные часы.
Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.
Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Как учить буквы?
Учить названия букв по названию звуков (например: буква «ЭМ», а звук «М»
Складывать буквы из пальцев.
Строить буквы из палочек, спичек, веточек, конструктора.
Высыпать буквы из песка, муки, крупы.
Лепить буквы из теста, пластилина.
Рисовать буквы в воздухе, на воде, по стеклу.
На что похожа буква У? – (У – на улитку, вешалку, рогатку).
Изображать буквы собственным телом (например: стоять прямо, руки в стороны – буква Т и т.п.).
Дописывать «сломанные» буквы.
Из одного элемента составлять разные буквы (например: Х, А, У, М).
Подбирать картинки на заданную букву.
Раскрашивать большие буквы.
Обводить буквы по пунктиру.
Узнавать объемные буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»).
Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, веревки.
Звуко-слоговой анализ слова
Что ты назвал? /слово/ — обозначаем полоской.
Сколько частей /слогов/ в слове? (делить хлопками) – раздели полоску палочками на столько же частей.
Назови 1-й слог (часть). Сколько звуков? Какие? Чем обозначим? Прочитай по квадратам. Назови 2-й слог (и т.д.)
Прочитай свое слово. Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных?
Психолого-медико-педагогическая комиссия
Что такое ПМПК?
ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия.
Целью организации ПМПК является своевременное выявление детей с особенностями психофизического развития и их индивидуальных потребностей в получении образования путем проведения психолого-медико-педагогического обследования.
Кто входит в состав ПМПК?
— учитель-дефектолог;
— педагог-психолог;
— врач-невропатолог;
— врач-психиатр.
Нормативно-правовая и законодательная база Республики Беларусь
по вопросам организации психолого-медико-педагогических комиссий
Кодекс Республики Беларусь об образовании
Статья 265 п. 2 Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации:
«…В государственном центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации создается психолого-медико-педагогическая комиссия для проведения психолого-медико-педагогического обследования лиц с особенностями психофизического развития»;
«…Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка с особенностями психофизического развития проводится с согласия и в присутствии его законного представителя. По результатам психолого-медико-педагогического обследования составляется заключение государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, содержащее рекомендации об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по образовательным программам специального образования, оказания им коррекционно-педагогической помощи или о создании им специальных условий для получения профессионально-технического, среднего специального, высшего или дополнительного образования»;
«…Обучение и воспитание ребенка с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе специального образования, рекомендованной государственным центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, осуществляются с письменного согласия его законного представителя»;
«…Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, а в случае отказа законного представителя поставить подпись – и членами психолого-медико-педагогической комиссии».
Документы, необходимые для прохождения ПМПК
При проведении психолого-медико-педагогического обследования законные представители (родители) ребенка предоставляют членам комиссии следующие документы
— выписка из истории развития ребенка с заключениями специалистов (отоларинголога, офтальмолога, невролога и др.). Выписка выдается по территориальному принципу участковым педиатром;
— заключение детского врача-психиатра;
— направление учителя-дефектолога из учреждения образования, где обучается ребенок;
— психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, где обучается ребенок;
— рабочие материалы ребенка: тетради по русскому языку, математике.
Документы, необходимые для посещения врача-психиатра
-направление учителя-дефектолога из учреждения образования, где обучается ребенок;
— психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, где обучается ребенок.
Предоставленные документы в полном объеме дают дополнительную информацию для выявления причин того или иного нарушения (проблемы), определения подбора диагностических методик с целью углубленного изучения характера нарушения, составления рекомендаций для родителей и специалистов.
Как проходит обследование на ПМПК?
На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители (законные представители) с ребенком.
Результаты ПМПК
Комиссия после коллегиального обсуждения результатов психолого-медико-педагогического обследования составляет заключение ЦКРОиР содержащее:
— описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения;
— рекомендации об обучении и воспитании учащегося с определением дальнейшего маршрута образования.
По результатам обследования в письменной форме оформляется согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями об обучении и воспитании лица с особенностями психофизического развития и образовательной программе специального образования.
Отказ законного представителя оформляется в письменной форме в заключении ЦКРОиР и подписывается этим законным представителем и руководителем государственного ЦКРОиР.
Упражнения для развития навыка фонематического анализа и синтеза
1. Определение количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове «кран»? Какой 1,2, 3, 4?).
2. Придумывание слов с определенным количеством звуков.
3. Узнавание слов, предъявленных ребенку в виде последовательно произнесенных звуков. (Какое слово получится из этих звуков: к-о-ш-к-а).
4. Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков. (Какой звук надо добавить к слову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля-Коля, Толя, Поля).
5. Образование новых слов путем замены в слове первого звука на какой-либо другой звук.(Дом-сом, лом, ком, Том, лом).
6. Образование из звуков данного слова возможно большего количества слов, ТРАКТОР — рак, так, рот, рок, ток, кот, кто, рота, кора, торт, корт, крот, такт, тракт.
7. Отобрать картинки, в названии которых 4-5 звуков.
8. Вставить пропущенные буквы в слова: ви.ка, ди.ан, ут.а, лу.а, б.нокль и т.д.
9. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте (шуба, уши, кошка).
10. Составить слова различной звуко-слоговой структуры из букв разрезной азбуки: сам, нос, рама, шуба, кошка, банка, стол, волк.
11. Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
12. Добавить различное количество звуков к 1 и тому же слогу, чтобы получить слово: па-пар, па-парк, па-паром, па-паруса.
13. Подобрать слова на каждый звук. Слово записывается на листе. К каждой букве подобрать слово, начинающееся с соответствующего звука. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3 букв, из 4, из 5 и т.д.
Р У Ч К А
рот Уля час кот Аня
роза угол чаша каша аист
рукав улица чехол корка астра
14. От записанного слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова: дом-мак-кот-топор-рука.
15. Игра в кубик. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.
16. Слово-загадка. Пишется 1 буква слова, вместо остальных букв ставятся точки. Если слово не отгадано, записывается 2 буква и т.д. Начинаем с простых слов из трех, четырех букв.
С . . (СОН).
Логопедия в вопросах и ответах
Распространенным считается мнение, что логопед занимается исключительно коррекцией звукопроизношения, то есть «ставит» звуки. В действительности же задачи логопеда гораздо шире: это и совершенствование слоговой структуры слова, и расширение и обогащение словарного запаса детей, и развитие связной речи, и обучение грамоте, и профилактика и коррекция нарушений письма и чтения. Так как речь относится к высшим психическим функциям человека, то работа логопеда связана с развитием у детей психических процессов, внимания, слухового восприятия, памяти, мышления, общей мелкой моторики.
Для оказания квалифицированной помощи детям и взрослым логопед должен обладать основами медицинских знаний: невропатологии, анатомии и физиологии органов речи, слуха и зрения, без которых невозможно верно определить речевое нарушение, а тем более — заниматься его коррекцией. Подробнее об этом мы поговорим путём ответов на наиболее часто задаваемые родителями вопросы.
— Какие проблемы может помочь исправить логопед?
— Логопед занимается коррекцией следующих речевых нарушений: нарушение произношения звуков (дислалия, дизартрия); нарушение ритма и темпа речи (тахилалия, брадилалия, заикание); нарушение голоса (дисфония, афония — полное отсутствие речи); недоразвитие или утрата речи (алалия, афазия); нарушение письменной речи (дислалия и дислексия).
— Каковы причины возникновения этих проблем?
— Причины, предрасполагающие к возникновению речевых нарушений, принято делить на две группы: органические (приводящие к нарушениям механизмов в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (нарушающие нормальную работу речевого аппарата).
К органическим причинам в первую очередь относится внутриутробная патология, приводящая к нарушению развития плода (внутриутробная гипоксия плода, вирусные заболевания, травмы, падения и ушибы матери, несовместимость крови матери и плода, нарушения сроков вынашивания плода, курение, прием алкоголя и наркотических средств, прием лекарственных препаратов (существует ряд препаратов, которые противопоказаны при беременности или должны применяться с осторожностью).
Во-вторых, наследственная предрасположенность и генетические аномалии.
В-третьих, родовые травмы, асфиксия, малая масса тела новорожденного, низкий балл по шкале Апгар.
В-четвертых, заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни: бактериальные и вирусные, нейроинфекции, травмы и ушибы головного мозга, травмы лицевого скелета.
К функциональным причинам речевых нарушений относятся неблагоприятная речевая среда, нехватка внимания со стороны взрослых, дефицит любви и общения — когда родители мало общаются с ребенком, не читают ему сказок.
— Бытует мнение, что заикание может спровоцировать сильный испуг.
— Да, это так. В такой ситуации в первую очередь следует обратиться к неврологу — он назначит медикаментозное лечение, на фоне которого подобные речевые проблемы могут уйти даже без участия логопеда.
— Есть ли какие-либо речевые проблемы, являющиеся вариантом возрастной нормы?
— Если говорить о возрастных нормах формирования звукопроизношения, то они примерно следующие: В возрасте от года до двух лет ребенок овладевает произношением лишь самых простых по артикуляции звуков. Это гласные звуки «а», «о», «э» и губные «п», «б», «м» — именно из них состоят всем известные первые слова: «мама», «папа», «баба».
В возрасте двух-трех лет усваивается произношение ряда других звуков: гласных «и», «ы», «у», согласных «в», «ф», «т», «д», «н», «г», «к», «х» и «й». Появление у детей этих звуков группами не случайно: например, когда ребенку становится доступно понимание поднимания и прижимания кончика языка к верхним резцам, в его речи появляются артикулемы: «т», «д», «н».
К трем с половиной годам формируются свистящие «с», «с’», «з», «з’», «ц». Шипящими звуками ребенок чаще овладевает в четыре — четыре с половиной года. И только лишь к пяти — пяти с половиной годам появляются звуки «р», «р’», «л», «л’».
Следовательно, если в три года ребенок, например, не произносит звук «р» — это абсолютно нормально и никакого повода для беспокойства нет.
— В каких случаях рекомендуется консультация логопеда? Каковы симптомы задержки речевого развития?
— Всем детям в возрасте трех лет обязательно нужно пройти консультацию логопеда. С трех лет, когда сформированы многие звуки, мы уже можем судить о речевом развитии ребенка. Например, в три с половиной года ребенок заменяет звук «к» на звук «т» — вместо «Катя» говорит «Татя». В такой ситуации уже нужно обращаться к логопеду и «ставить» звуки.
Консультация специалиста необходима, если в полтора года ребенок не использует в речи даже отдельные слова и слоги, в два года в его речи отсутствуют фразы, речь невнятна, односложна. После трех лет нарушено произношение многих звуков, нарушен темп речи (слишком быстрая или замедленная, заикание), малыш не может составить простое предложение, часто путает окончания, его словарный запас менее 30 слов. С четырех лет нарушено произношение многих групп звуков, очень бедный словарный запас, ребенок использует в общении только короткие фразы, в его речи много грамматических ошибок. С семи лет — если отмечаются нарушения чтения и письма.
Большинство родителей считает, что если в два года ребенок не говорит или его речь невнятна, то причин для беспокойства нет и со временем все само по себе нормализуется. Но такое отношение к проблеме задержки речевого развития может отразиться на интеллектуальных способностях ребенка, его умении общаться в коллективе. Своевременная диагностика задержки речевого развития на любом из этапов формирования речи — это первый шаг на пути к выздоровлению. Если вы обнаружили у своего ребенка любой из вышеперечисленных признаков задержки речевого развития, необходимо проконсультироваться у специалиста: в первую очередь у невролога, который назначит дополнительное обследование и при необходимости назначит занятия с логопедом.
— Какие могут быть последствия, если вовремя не принять меры по исправлению речевого недоразвития ребёнка?
— Если своевременно не принять должные меры к исправлению речи, у ребенка возникают серьезные проблемы в общении со сверстниками и взрослыми и как следствие — развитие всевозможных комплексов, препятствующих обучению, раскрытию умственного и творческого потенциала, снижается качество жизни.
— Существуют ли возрастные рамки, когда решать проблему уже поздно? Можно ли упустить момент?
— Решать проблему не поздно никогда. Самое главное — обратиться к специалисту. Конечно, чем раньше начато лечение, тем больше шансов на успешное выздоровление.
Логопед начнет работу по формированию словарного запаса, слоговой структуры и фразы. В направления работы специалиста входят пальчиковые игры, ежедневная гимнастика, ритмичные упражнения под музыку, упражнения по формированию звукоподражания и пр. Если есть вялость и ограничение подвижности органов артикуляции, нужно подключать логопедический массаж. При необходимости невролог может назначить физиотерапию.
Еще один важный момент: ребенку необходима речевая среда. Если ребенок с задержкой речевого развития находится дома с мамой, с бабушкой, то этого недостаточно. Дети должны общаться между собой в детском коллективе, с воспитателем, с логопедом, с психологом и т.д. Детям, у которых в три года была обнаружена речевая патология, рекомендуется посещать детский сад, в котором есть речевая группа.
— Обязательна ли именно логопедическая группа? Или ребенок может посещать обычный детский сад, но при этом заниматься с логопедом?
— В идеале желательно, конечно, посещение логопедической группы. Да, к сожалению, по тем или иным причинам не у всех есть возможность попасть в такую группу. В такой ситуации это могут быть групповые или индивидуальные занятия с логопедом. Любые занятия приветствуются. И чем больше их будет, тем лучше для самого ребенка.
— Что могут сделать сами родители?
— Родители обязательно должны интересоваться, как проходят занятия, как ребенок усваивает программу. Им стоит поприсутствовать на занятиях, чтобы логопед объяснил принцип работы, обучил их основам артикуляционной гимнастики (комплекс упражнений для развития мышц артикуляционного аппарата: губ, щек, челюсти, языка и неба). Так как гимнастику эту требуется выполнять минимум два-три раза в день, помощь родителей незаменима. Ребенок выполняет зарядку перед зеркалом, чтобы видеть свою артикуляционную позу, а родитель проверяет правильность и точность упражнений.
Кроме того, родители должны следить за выполнением домашних заданий. Как правило, занятия с логопедом проходят два-три раза в неделю по 20−30 минут, и этого недостаточно. Если родители сами будут активно участвовать в развитии речи ребенка, процесс пойдет намного быстрее. Когда мы занимаемся с логопедом, должна быть непрерывная цепочка: родитель-логопед-ребенок. Если где-то связь прерывается, автоматически замедляется и процесс коррекции речевого нарушения.
— Есть мнение, что не стоит сюсюкаться с детьми, то есть надо говорить не «би-би», а машина. Есть ли в этом рациональное зерно?
— Да, ребенок должен слышать правильную речь, не надо разговаривать с ним на другом языке. Если это машина, то это машина. Ребенок сам в своей речи может заменять слово «машина» словом «би-би», и тогда родитель говорит: да, правильно, машина. То есть родитель соглашается с ребенком и в то же время говорит слово так, как оно звучит правильно. Самим родителям, действительно, полезно избегать неправильной речи.
— Существует ли профилактика логопедических проблем?
— По мнению многих специалистов, начало целенаправленной работы по формированию правильного звукового произношения помогает предотвратить появление многих нарушений речи. Например, артикуляционная, дыхательная гимнастика и развитие мелкой моторики. Гимнастика показана детям от двух лет для профилактики нарушений звукопроизношений и для детей более старшего возраста для коррекции нарушенной речи. Проводить артикуляционную гимнастику следует по 3−5 минут, как мы уже говорили, не менее двух-трех раз в день.
— Возможно ли исправить какие-либо дефекты речи, упущенные в детские годы, уже во взрослом возрасте?
— Возможно. В любом возрасте возможно исправить любое звукопроизношение, каким бы оно ни было. Например, исправление «картавости». Конечно, взрослому человеку сложнее помочь избавиться от проблемы, ведь за определенное количество лет его язык уже привык так говорить, поэтому требуется долгая и кропотливая работа, связанная с перетяжкой мышц. Для полного устранения дефекта нужна комплексная реабилитация, во время которой человеку предстоит заново пройти все этапы речевого, физического и психического развития. Скорее всего, придется пройти несколько курсов логопедического массажа и занятий.
— А заикание?
— Да, возможно. Но здесь причина проблемы неврологическая, поэтому без невролога не обойтись.
— Какие еще речевые нарушения встречаются у взрослых?
— Например, дизартрия — слабость голосовых мышц и, как следствие, смазанная, замедленная речь, слюнотечение. Дизартрия может возникнуть после инсульта, вследствие злоупотребления алкоголем, ношения слишком туго или слишком слабо закрепленного зубного протеза. Дисфония (нарушение голоса) и афония (полное нарушение голоса), которые также могут быть вызваны инсультом, а также травмами, опухолями.
Очень тяжелая патология — афазия — это распад уже сформированной речи, неспособность выражать свои мысли и понимать речь, человеку кажется, что с ним говорят на иностранном языке, он не может произнести ни звука, утеряно чувство языка. Это нарушение речи возникает после инсульта, черепно-мозговых травм, нейроинфекций, аневризмы головного мозга.
К сожалению, ошибочно считать, что эта патология встречается только у взрослых, ведь инсульты и травмы головного мозга случаются в любом возрасте. Полностью наша речь формируется к пяти годам, и если с ребенком что-то случится в шесть лет, то уже может возникнуть распад уже сформированной речи.
Прогноз в лечении афазии зависит от возраста пациента, от того, чем занимался человек до заболевания (программист он, художник и т.д.), а также от зоны и очага поражения. И, конечно же, важно вовремя начать лечение и грамотно выстроить восстановительную программу. Лечением такой тяжелой патологии занимается логопед-афазиолог, который прошел обучение по специальной программе.
— Что можно посоветовать для профилактики речевых нарушений во взрослом возрасте?
— Не перегружать голосовые связки криком и визгом. Бросить курить. Сократить риск инсульта — вести здоровый образ жизни, выполнять регулярные физические упражнения, контролировать уровень сахара в крови, уровень холестерина, поддерживать нормальное артериальное давление и т.д.
При наличии необычных симптомов со стороны нарушения речи следует незамедлительно обратиться к врачу — не стоит ждать, что все пройдет само собой.
Будьте здоровы!
Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать?
Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать?
Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия- это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Распознают дисграфию по повторяющимся ошибкам стойкого характера.
Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности. Начинается оно с замысла. Мы мысленно создаем план текста, определяем последовательность мыслей и постоянно удерживаем ее. Каждое предложение затем надо разделить на слова. Чтобы правильно написать слово, необходимо определить его звуковую структуру, последовательность и место каждого звука. Следующая операция – выделенный звук нужно соотнести с определенным зрительным образом буквы и научиться вычленять устойчивые признаки, которые отличают одну букву от другой. Вот сколько сложных задач. Затем мы воспроизводим движением руки зрительный образ буквы, контролируя точность своих движений, проверяя зрительно полученный результат.
Несформированность любого из перечисленных этапов приведет к трудностям при обучении грамоте, то есть к дисграфии.
В чём причина?
Причиной дисграфии могут стать осложнения при родах, некоторые болезни, перенесенные в раннем детстве. Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Причиной дисграфии может также стать двуязычие в семье или раннее изучение иностранного языка. А иногда авторитарное воспитание в семье. Так, ребенок, которого в раннем детстве кормят насильно, привыкает сопротивляться в отношении еды и приобретает ту же манеру в отношении интеллектуальной пищи. Важны даже такие вещи, которые, на первый взгляд, кажутся незначительными. Оказывается, если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Впоследствии при чтении ребенку трудно будет следить за строчкой.
Как понять, что у ребенка дисграфия?
Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребенка, понаблюдайте за тем, как он пишет и читает.
Дисграфик часто как бы застревают на одной букве: За зомом росла мамина (За домом росла малина). Или пишет букву раньше времени: Дод небом лолубым (Под небом голубым). Он пропускает буквы, чаще гласные. Нередки и перестановки букв: фрукты – фрутки. Иногда ребенок добавляет лишнюю букву, обычно ту, что уже есть в слове. Дисграфик часто путает: парные звонкие и глухие согласные. Встречаются ошибки возникающие из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить) .Очень распространенная ошибка – слитное написание слов, особенно служебных: ветки елии сосны. Иногда ребенок не разделяет в потоке речи и два самостоятельных слова: всталосолнце. Границы слова могут не только исчезать, но и смещаться: у Деда Мороза – у дедмо Рза. Встречаются ошибки в согласовании (большая белая пятно) и управлении (на ветки деревьях).
Ошибки носят стойкий характер. Ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил, не считаются дисграфическими.
Что нельзя делать ни при каких обстоятельствах?
*Заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера. Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут прямо противоположный результат.
*Усаживать ребенка читать большие тексты, писать с ним большие диктанты.
*Ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение. Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.
*Устраивать ребенку проверки на скорость чтения.
*Стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.
Самообслуживание детей с интеллектуальной недостаточностью
Обучение детей с особенностями психофизического развития одно из направлений специальной коррекционной педагогики. Одна из ведущих составных частей обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития — формирование навыков самообслуживания, способствующих развитию социально-бытовой компетенции.
Целью нашего совместного воспитания детей с особенностями психофизического развития «является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности и самовыражения, самостоятельности, адаптации к окружающей социальной и природной среде». Образовательный и воспитательный процессы в школе и дома должны быть взаимосвязаны и направлены на оказание помощи детям с особенностями в психофизическом развитии.
В содержании образования и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью выделяются следующие основные области:
- предметно-практическая деятельность (овладение знаниями о свойствах окружающих предметов и умениями использовать их по функциональному назначению);
- самообслуживание;
- обучение элементарным трудовым навыкам;
- общение и социальное взаимодействие;
- приобретение знаний и умений, необходимых для накопления жизненного опыта.
В коррекционно-развивающей работе данные предметные области играют главенствующую роль.
Постановка педагогических задач нацелена на стабилизацию образа жизни, чтобы человек с интеллектуальной недостаточностью тоже мог найти свой мир.
Режим дня ребенка — это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовлетворения основных физиологических потребностей ребенка в кормлении, а также в бытовой деятельности. Включаясь в режим дня, выполняя бытовые процессы, ребенок с нарушением интеллекта осваивает серию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Эти навыки одна из составляющих культуры поведения человека в быту. Гигиеническая культура осваивается через формирование у детей навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к личным вещам, игрушкам, поддержания порядка в окружающей обстановке.
Нормально развивающиеся дети к двум годам умеют есть самостоятельно, хотя делают это еще медленно и недостаточно аккуратно, а у ребенка с нарушением интеллекта освоение данного процесса растянуто во времени. Последовательные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие результаты. Необходимо использовать все возможности для поощрения ребенка, отмечать любые, хотя бы незначительные его достижения.
Любое действие достаточно сложно по своей структуре. Чтобы выполнить его, ребенку надо сориентироваться в пространстве, соотнести движение руки и положение кисти со своеобразием того или иного орудия, представить движение, учесть внешние свойства предмета. Кроме того, необходимо четко понимать какие маленькие шаги нужно сделать, чтобы овладеть тем или иным навыком самообслуживания.
Например, навык мытье рук можно разбить на 4 шага: включать воду, намыливать руки, споласкивать руки, выключать воду. Сначала необходимо выполнять за ребенка все необходимые действия. Далее предоставлять ребенку самому только закончить задание — выключить воду. Необходимо помочь взяться за кран, для того чтобы, как только прозвучит команда: «Закрой», он смог бы выключить воду и завершил бы весь процесс умывания.
Продолжая заниматься, необходимо делать за ребенка чуть-чуть меньше, отодвигая тем самым стартовую черту немного дальше от финишной, пока не доберетесь до самого начала задания. Следуя этому принципу, получается, что, стартовав, ребенок обязательно придет к финишу. Обучение навыкам самообслуживания может проходить: в бытовых ситуациях, в играх. В процессе обучения необходимо отработать алгоритм действий. Это вызовет у ребенка чувство уверенности в своих возможностях:
1. Необходимо выработать навык, который надо формировать.
2. Сообщить ребенку чего от него хотят («возьми мыло»). Сообщение взрослого должно быть: кратким, четким, последовательным.
3. Указания произносить медленно и лишь в тот момент, когда ребенок смотрит на взрослого.
4. Разделить процесс на маленькие действия, которые ребенок в состоянии выполнить. Взрослый должен сам несколько раз выполнить то, чему собирается обучить ребенка.
Процесс показа выполнения. Показ должен быть: четким, неторопливым, последовательным. Перед началом формирования навыка самообслуживания, необходимо создать обучающую среду, окружить ребенка предметами быта и их копиями — игрушками, использовать игры, направленные на косвенные приемы обучения навыку. Подготовка к овладению навыком самообслуживания должна проходить в игре.
При формировании гигиенических навыков в воспитательном процессе необходимо применять такие методы и приемы, как дидактические игры и специальные упражнения в повседневных режимных моментах. Для этого необходимо создавать такие условия, которые будут способствовать развитию положительного эмоционального отношения к формируемому навыку. Используя разнообразные приемы в воспитании: игра с куклой, подражание действий учителя, совместные действия учителя и ребенка, самостоятельные действия ребенка, у детей формируется положительное отношение к выполнению гигиенической процедуры.
Например, игра «Вымой руки, Маша». У детей формируется положительное отношение к мытью рук, знание о необходимости и значении этого действия. Здесь ребенок ведет куклу к умывальнику и моет ей руки. Затем вытирает их полотенцем. — Зачем Маша мыла руки? (Ответ жестом). — Когда надо мыть руки? (Ответ жестом: «кушать», «пи-пи»).
После формирования положительного отношения к гигиеническому навыку в процессе дидактической игры можно переходить к закреплению этого навыка в процессе режимных моментов. При этом ребенок должен овладеть рядом последовательных действий: поднять рукава, открыть кран, намочить руки, взять мыло, подставить руки с мылом под струю воды, намылить руки до получения пены, положить мыло в мыльницу, растереть мыло круговыми движениям подставить руки под струю воды, смыть мыло с рук, закрыть кран, вытереть руки насухо полотенцем.
Чтобы достичь понимания между взрослым и ребенком, необходимо учить ребенка навыкам адекватного поведения. Так как большинство детей не говорящие, нужно учить их общаться жестами: здороваться, прощаться, просится в туалет, не забывать благодарить жестом после еды и т. п. Формирование навыков самообслуживания связано с усвоением значения чистоты тела, лица, рук для сохранения и укрепления здоровья.
Для этого используются такие игры, задания и упражнения, как: «Покажи части своего тела и лица» (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени, локти); при этом нужно познакомить детей с примерами из произведений «Мойдодыр», «Маша-растеряша», «Федорино горе». В целях закрепления этих представлений используются дидактические игры: «Маша-замарашка», «Утро наступило», «Мыльные перчатки», «Вымой кукле руки».
Как бороться с заиканием?
Что такое заикание?
Заикание – одно из самых распространенных расстройств речи, известное так же давно, как давно существует человеческая речь. Заикание проявляется в нарушениях плавности и ритма речи, которые возникают в результате судорог мышц речевого аппарата, сопровождающихся нарушением дыхания, изменениями в высоте, силе звука и пр.
Этот недуг знаком людям разных стран мира, разного цвета кожи и разных самых возрастных групп. Им страдают примерно 1 % взрослых и 2-3% маленьких жителей нашей планеты. Чаще всего данная проблема возникает в раннем детстве, в возрасте от 2 до 5 лет, и нередко остается спутником человека на долгие годы, а иногда (в случаях отсутствия необходимой помощи ребенку) и на всю жизнь. Также замечено, что мальчики подвержены заиканию чаще, чем девочки, примерно в 4 раза.
Почему именно мальчики и почему именно в этом возрасте, а не в каком-то другом, часто интересуются родители? Есть мнение, что уязвимость мальчиков выше оттого, что речевое полушарие головного мозга у них развито несколько хуже, чем у девочек. Что касается возраста, дело в том, что в этот период времени у малыша максимально активно формируется, развивается фразовая речь, а это значит, что именно речевая функция на данном возрастном этапе становится наиболее уязвимой, ранимой областью психики ребенка. Поэтому любые нарушения в функционировании нервной системы ребенка могут вызвать «поломку» речи и привести к заиканию. Заикание – это речевое нарушение, связанное с функциональными изменениями центральной нервной системы.
Причины заикания
Каждому взрослому человеку знакомо мнение о том, что заикание возникает от испуга, или, если говорить более точно, – в результате перенесенной психотравмы. Но только лишь сложная жизненная ситуация, перенесенный стресс способствуют тому? В раннем возрасте все дети чего-то да пугаются, иногда очень сильно, но только не все после этого начинают заикаться. Следовательно, дело не только в испуге.
Причина этого нарушения кроется в том, что у малыша, у которого произошёл «срыв» речи, например после испуга собаки или «громкого» конфликта родителей, уже была определенная предрасположенность к данному нарушению, на которую психотравмирующая ситуация просто наслоилась. Иначе говоря, для возникновения заикания должна быть подготовленная определенная почва.
Что предрасполагает к возникновению заикания?
Среди основных предпосылок к развитию заиканию можно выделить следующие:
- неблагоприятная ситуация беременности (заболевания мамы ребенка в этот период, трудные условия ее жизни и работы во время беременности, стрессы и пр. );
- невропатическая конституция ребенка;
- черепно-мозговые травмы в анамнезе ребенка;
- органические изменения центральной нервной системы самой разной природы;
- длительные соматические и инфекционные заболевания, протекавшие на фоне высокой температуры (т.е. имеет значение соматическая ослабленность в результате перенесенных заболеваний на момент интенсивного формирования речи);
- различные стрессы, носящие хронический характер (недостаток любви и внимания к ребенку, частые конфликты в семье, неправильное воспитание и пр.);
- семейная отягощенность патологий речи.
Проявления заикания
Заикание по своим проявлениям очень многообразно и неоднородно, что также свидетельствует в пользу сложной природы его происхождения. У таких детишек кроме нарушений общей и речевой моторики часто наблюдается общее мышечное напряжение, скованность, угловатость движений или, напротив, двигательное беспокойство.
Для них свойственны такие психологические особенности и состояния, как застенчивость, речебоязнь, чувство внутренней угнетенности, повышенная раздражительность. А чем старше возраст ребенка, тем сильнее переживания из-за своей речевой несостоятельности, отчего речевое расстройство только усиливается.
Выводы
Заикание – это не просто речевая проблема, возникшая в результате испуга, как склонны думать многие родители. Заикание — это речевое недоразвитие или неврозоподобное состояние, симптом невроза или, как утверждает часть исследователей, особая специфическая его форма.
В возникновении заикания главенствующую роль играет нарушение взаимоотношений нервных процессов в коре головного мозга. Нервный срыв в деятельности коры больших полушарий вызван состоянием нервной системы ребенка, ее готовностью отклониться от нормы.
С другой стороны, сбой в работе нервной системы может быть обусловлен неблагоприятными внешними факторами. Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что заикание – это сложное комплексное расстройство, которое требует разностороннего подхода к коррекции и лечению.
Если ребенок заикается: рекомендации родителям
Преодоление заикания – это сложный, трудоемкий и длительный процесс, который требует комплексного подхода.
Когда начинать коррекцию?
В данном случае имеет смысл руководствоваться принципом «чем раньше, тем лучше». Ведь заикание представляет собой очень серьезное испытание для ребенка, поскольку является препятствием не только для выражения своих мыслей и переживаний, но и мешает общению с другими детьми. Желательно начать коррекцию заикания еще в раннем детстве и сделать все возможное, чтобы свести его проявления к минимуму еще до начала школьного обучения. Самый идеальный вариант — отправиться на прием к специалисту, когда речевой дефект только успел себя проявить.
С чего начать?
Прежде всего, необходимо определить тип заикания, ведь именно от него будет зависеть план дальнейших действий.
- Логоневроз, или невротическое заикание. Возникает в результате психотравмирующей ситуации у детей, склонных к невротическим реакциям, которые возникают в силу врожденных особенностей нервной системы («поломки» ЦНС у таких ребят нет). Например, у мечтательного и чувствительного от природы малыша-меланхолика или возбудимого непоседы-холерика подверженность заиканию выше, чем у спокойного от природы флегматика. Также данный вид заикания может возникнуть на фоне резкого увеличения речевой нагрузки, например, когда нормально говорящему, но боязливому 3,5-летнему крохе-меланхолику к детскому утреннику поручают выучить слишком сложное для него на текущий момент стихотворение или роль.
- Неврозоподобное заикание. В отличие от первого типа возникает и нарастает постепенно. Окончательно обнаруживает себя тогда, когда ребенок начинает говорить целыми фразами. Часто можно заметить, что помимо речевых проблем такой малыш отстает и в физическом, и в психическом развитии. Неврологическое обследование такого ребенка, скорее всего, выявит признаки общего поражения центральной нервной системы, именно они и являются причинами заикания в данном случае.
Кто и как лечит заикание?
Лечение заикания ВСЕГДА носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования.
Если доктора решат, что у ребенка невротический тип заикания (логоневроз), то главным специалистом, с которым вам предстоит контактировать, станет детский психолог. Его основными задачами будут обучение способам релаксации, снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение эмоциональной устойчивости ребенка к стрессам, обучение родителей методам эффективного взаимодействия с ребенком с учетом его свойств нервной системы, выбор оптимальных воспитательных мер и пр. Также, скорее всего, необходим будет прием фармакотерапии в виде успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов, правильно подобрать которые сможет невролог. Безусловно, потребуется и работа с логопедом.
При неврозоподобном заикании в большей степени предстоит сотрудничать с логопедом-дефектологом, т.к. этот вид заикания требует в большей степени логопедической помощи, которая должна быть регулярной и продолжительной (не менее года). Основная цель работы логопеда – научить ребенка правильно говорить. Также предстоит динамическое наблюдение невролога, который, скорее всего, назначит длительное комплексное медикаментозное лечение, игнорирование которого не увенчает логопедическую работу успехом. Психотерапевтическая помощь в данном случае не играет ведущую роль.
Что могут сделать сами родители?
Чтобы ребенок преодолел заикание, только работы со специалистами не достаточно. Важно научиться взаимодействовать с ребенком конструктивно и создать спокойную, понимающую атмосферу в доме, а иначе труды специалистов пойдут насмарку.
При общении со своим ребенком старайтесь придерживаться следующих правил.
- Соблюдайте режим дня, он помогает структурировать тревогу.
- Отводите на ночной сон ребенок не менее 8 часов.
- Привыкайте говорить с ребенком неторопливо, негромким, спокойным голосом.
- Избегайте повышенных тонов и тем более взрывных интонаций, резких жестов.
- Когда ребенок вам что-то рассказывает, не подгоняйте его и не перебивайте.
- Чаще проявляйте ласку, поддерживайте ребенка тактильным контактом.
- Поменьше критикуйте, почаще хвалите даже самые маленькие успехи.
- Следите за своим душевным равновесием, если чувствуете, что стали беспричинно раздражительны, проконсультируйтесь с психологом.
Рекомендации родителям учащихся по выполнению домашних заданий учителя
1. Не сравнивайте умения своего ребенка с умениями других детей.
2. Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения и (или) желания выполнить заданное упражнение.
3. Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего
задания.
4. Не пытайтесь выполнять за своего ребенка домашнее задание, это
сослужит ему плохую службу.
5. Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
6. Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по
выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
7. Учите ребенка детальному изучению содержания материалов учебника,
его справочных материалов, правил и инструкций.
8. Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних
заданий.
9. Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее
задание.
10. Демонстрируйте достижения ребенка перед другими членами семьи,
братьями, сестрами.
11. Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних
заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по
различным предметам.
12. Формируйте привычку доводить начатое дело до конца.
13. Если вы считаете, что ваш ребенок испытывает перегрузку по какому-
либо из учебных предметов, обратитесь за разъяснением и помощью к
учителю-предметнику и завучу.
14. Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие
формированию у него усидчивости, терпения и ответственности.
15. Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубите проблемы,
связанные с подготовкой домашних заданий.
Как учить стихотворение наизусть
1. Выполнение домашнего задания начинай с работы над стихотворением.
2. Прочитай стихотворение вслух. Выясни значение непонятных слов.
3. Прочитай стихотворение выразительно, постарайся почувствовать его
настроение и ритм.
4. Раздели стихотворение на четверостишия или отрывки.
5. Прочитай четверостишие, постарайся повторить по памяти, при
необходимости заглядывай в текст. Выучи четверостишие.
6. Таким же образом выучи второе четверостишие. Повтори первый и второй
отрывок вместе.
7. Так же выучи следующий отрывок.
8. Расскажи наизусть всё стихотворение. Перед сном 2—3 раза повтори
стихотворение.
10. На следующий день утром ещё раз прочитай стихотворение, а потом
расскажи его наизусть.
Домашние задания и… хорошее настроение
У ребенка выработается и затем сохранится положительный настрой на приготовление домашних заданий, если вы:
— с самого начала дадите ему понять, что его уроки столь же важны, сколько и самые серьезные дела взрослых; никто не имеет права оторвать школьника от его дела, послав в магазин или включив телевизор;
— в своей семье будете поддерживать атмосферу уважения к умственному труду;
— вернувшись домой с работы или, наоборот, встречая ребенка из школы, не станете начинать общение с вопроса об уроках; найдете другую форму приветствия;
— не будете стоять у ребенка «над душой», пока он не начнет делать уроки или в процессе работы;
— никогда не станете использовать выполнение домашних заданий как средство наказания за проступки;
— постараетесь не напоминать ребенку о его многочисленных прошлых промахах и неудачах и не напугаете предстоящими трудностями; сформируете отношение к трудностям как к чему-то вполне преодолимому;
— проверяя сделанное, не будете злорадствовать по поводу ошибок («Я так и знал, что ты их насажаешь!»);
— в случае, если ошибки действительно есть, все равно найдете возможность похвалить ребенка за затраченные усилия; отметите любые, даже незначительные успехи («Сегодня эта буква у тебя получается лучше, чем вчера», «Ты сегодня так старался!»).
Как относиться к отметке своего ребенка
Помните, что это ваш ребенок, и отметка, полученная им — это ваша отметка. Как бы вы отнеслись к себе в этом случае?
Двойка — всегда наказание. Не ругайте, не наказывайте ребенка, ему и так плохо. Подумайте вместе, что надо сделать, как изменить ситуацию, чем помочь маленькому человечку в решении его проблемы. Вы через это уже прошли, вам все понятно, а у него это первые шаги. Не усложняйте его путь.
При выполнении заданий дети часто отвлекаются. Это вина взрослых, что которые не научили ребенка сосредотачиваться на деле и сами постоянно дергают и отвлекают. Постарайтесь терпеливо учить ребенка не отвлекаться при выполнении задания.
Четко определите время, когда учить уроки, когда играть, когда выполнять домашнее задание. Это поможет ребенку меньше уставать и все успевать.
Научите своего ребенка учиться. Это значит не только выполнять задание, но и контролировать самого себя и правильность выполнения. Пусть ребенок учится сам, без напоминаний и понуканий. Это будет вашим главным достижением в обучении.
Научите своего ребенка любить книгу. Это поможет ему учиться далее самому, успешно овладевать знаниями.
Научите ребенка критически оценивать себя и свои поступки (посмотреть на себя со стороны), а не только критиковать своих одноклассников и учителя.
Игры и упражнения по развитию речи и формированию коммуникативных умений детей с интеллектуальной недостаточностью
Игра: «Ладушки»
Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2–3 раза:
Ладушки, ладушки! (пальчики ребенка выпрямляются на ладони взрослого)
Где были? У бабушки! (соединяем ручки ребенка ладошка к ладошке)
Что ели? Кашку! (хлопнули в ладоши)
Что пили? Молока чашку! (действие повторяется)
Кыш, полетели, на головку сели! (ребенок прикасается к своей голове, раскрывая ладонь).
Игровое упражнение: «Возьми шарик»
Оборудование: воздушный шар.
Ход игры: взрослый надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На, возьми». Когда ребенок немного подержит шар, взрослый просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши.
Игра: «Ку-ку»
Оборудование: достаточно крупная или яркая игрушка, ширма.
Ход игры: (формировать внимание, учить ожидать появления предмета в одном и том же месте, понимать, что предмет, который спрятан, не исчезает, а лишь оказывается вне поля зрения) взрослый сажает ребенка напротив ширмы, а сам садится за ширму. Медленно из-за ширмы появляется игрушка (матрешка, новая кукла) и говорит: «Ку-ку». Взрослый вместе с ребенком радуется появлению игрушки, затем опускает ее за ширму. Игрушка показывается из-за ширмы 3–4 раза, обязательно в одном и том же месте, чтобы ребенок понял, в каком месте надо ожидать ее появления.
При повторении игры можно взять другую игрушку.
Игровое упражнение «Похлопаем в ладоши»
Ход игры: взрослый хлопает в ладоши со словами:
Хлопну я в ладоши, буду я хороший,
Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие.
Затем предлагает ребенку похлопать в ладоши вместе с ним. Если ребенок не воспроизводит движение, взрослый берет его ладоши в свои и совершает ими хлопки (выполняет совместные действия).
Игра «Себе улыбаемся»
Оборудование: игра проводится в умывальной комнате.
Ход игры: во время умывания ребенка перед зеркалом взрослый говорит: «Ой, лады, лады, лады не боимся мы воды, чисто умываемся — вот так! Себе улыбаемся! Улыбнулись, посмотрели на себя в зеркале, вот так улыбнулись».
Игра «Мишка спрятался»
Оборудование: игрушка мишка.
Ход игры: взрослый показывает детям мишку и говорит, что он хочет поиграть в прятки, ему нужно помочь найти место, где спрятаться. Взрослый ведет ребенка вдоль одной из стен комнаты, останавливается около отдельных предметов: «Вот шкаф, он большой, мишка наверх не залезет. Это полка, в ней много книг, мишке будет тесно». Наконец находится подходящее место – обязательно открытое, расположенное на уровне роста ребенка. Взрослый сажает туда игрушку, отводит ребенка в противоположный конец комнаты. Все вместе 10 раз хлопают в ладоши, и взрослый спрашивает: «Кто может найти мишку?». Если ребенок, затрудняется выполнить задание, помогает ему вспомнить, как они шли, чтобы спрятать мишку, просит снова пройти этот путь.
При повторном проведении игры игрушку прячут в другое место и обход производится по другой стороне комнаты. Можно также сменить и игрушку.
Когда ребенок научатся быстро находить предметы, расположенные на уровне его роста, можно усложнить задание – спрятать предмет на высоте выше или ниже уровня глаз. В этом случае следует обратить внимание ребенка, что
Формирование у детей навыков безопасного поведения
«Как защитить своего ребёнка».
1. Выучите с ребёнком все необходимые телефоны (скорой помощи, милиции, аварийной газа, МЧС, ваши рабочие телефоны, домашний, соседей).
2. Научите своего ребёнка, что он имеет право сказать «НЕТ!» любому взрослому, если почувствует исходящую от него опасность.
3. Научите своего ребёнка громко кричать «Это не моя мама (папа)!», если кто-то пытается схватить его.
4. Старайтесь сами забирать ребёнка из школы или сада. Если за ним придёт кто-то другой, то вы должны заранее предупредить учителя или воспитателя.
5. Научите ребёнка не садиться в машину к незнакомому и никуда не уходить с ним, чтобы он ни говорил.
6. Фотографируйте вашего ребёнка как можно чаще, а имеющиеся у вас описание внешности и особых примет ребёнка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен.
7. При оформлении документов на ребёнка родители САМИ, никому не поручая этого, посещают паспортно-визовый отдел.
8. Будьте такими родителями, которым ребёнок сможет рассказать обо всём, что с ним случится. Ребёнок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен.
Родителям рекомендуется заучить наизусть совместно с детьми такие основные понятия, как:
НЕЗНАКОМЕЦ – человек, которого ты не знаешь;
ОПАСНЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ – человек, который подходит к тебе, заговаривает с тобой или просит помочь, при этом предлагая идти куда-то с ним;
БЕЗОПАСНЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ – милиционер, продавец магазина, человек, который не вступает первым с тобой в контакт;
БЕЗОПАСНОЕ МЕСТО – любое общественное место, видное и людное (аптека, почта, библиотека, магазин, школа, любое учреждение);
ОПАСНОЕ МЕСТО – подворотня, стройка, места, поросшие густым кустарником, подвал, пустырь, тёмный двор, чужой дом или квартира, где ты оказался без родителей;
БЕЗОПАСНОЕ ВРЕМЯ СУТОК – светлое время (утро, день);
ОПАСНОЕ ВРЕМЯ СУТОК – вечернее и ночное время.
Для усвоения полученной информации с ребёнком хорошо проигрывать действия, которые могут быть применены к нему. Вы предлагаете своему ребёнку сыграть в игру «Что, если…». Например: «Что, если ты играешь во дворе, а какой-то мужчина просит тебя помочь ему и провести до угла дома?» «Что, если, к примеру, ты идёшь один по тротуару, а кто-то, сидя в машине, предлагает тебе прокатиться?» «Что, если, к примеру, взрослый человек предложит тебе угощение, деньги или ещё что-нибудь, чего тебе очень хочется?»
Хочется родителям посоветовать не оставлять детей одних. Ведь в наше время очень много зла. Если уже так необходимо выйти на некоторое время из дома, то проследите, все ли интересующие ребёнка вещи находятся в недоступном для него месте. Для уверенности, что к вам в квартиру никто не влезет, прикрепите к дверям записку, которая сможет отпугнуть потенциальных преступников. Она может содержать просьбу типа: «Не звонить, не стучать». Если у вашего ребёнка ограниченные возможности и он не может в случае опасности набрать нужный номер телефона, договоритесь, что будет он делать. Это может быть громкий стук по батареям предметом, сбросить что-либо тяжёлое со стола. Обязательно предупредите своих соседей об условных сигналах.
Как приобщить ребенка к труду?
Самые частые ошибки родителей:
– Ироническое, пренебрежительное отношение к труду ребенка.
– Приучение к труду силой.
– Нежелание родителей помогать.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
1. Не запрещайте ребенку помогать вам.
Наоборот, выразите радость и дайте понять ребенку, что без его помощи вам не обойтись. Можно попросить собрать игрушки, протереть пыль, полить цветы или дать другие несложные задания. Когда ребенок справится, обязательно похвалите его, даже если что-то получилось не так.
2. Превратите домашнюю работу в игру.
Если вы не хотите напрочь отбить желание ребенка вам помогать – не заставляйте его. А просто превратите домашнюю работу в игру. Вариантов много. Можно устроить соревнование: кто быстрее соберет игрушки, кто чище вымоет тарелку и т.д. Можно приобщать к выполнению работы игрушки: мама с зайцем моет посуду, а дочка с мишкой протирают пыль. Еще вариант – придумать небольшую сказку про мытье посуды или вытирание пыли. Возможно, вы придумаете свою игру. Самое главное, чтобы ребенку было интересно.
3. Еще одно очень важное правило – доверьте ребенку выполнять определенные вещи.
4. Объясняйте ребенку, что вы от него хотите.
Многие взрослые привыкли, что их понимают с полуслова. Не ждите этого от детей. Если вы тяжело вздыхаете и говорите, что вам тяжело одной все делать по дому, не ждите, что ребенок сам догадается вам помочь. Нужно четко сформулировать, какую помощь вы хотите получить от ребенка. Очень хорошо, если вы предложите ребенку сделать что-то вместе. Можно предлагать ребенку выбор: «Ты будешь мыть посуду или вытирать пыль?» Чтобы ребенок понимал обязательность домашней работы, но имел право выбора.
5. Самое главное – не забываем хвалить ребенка!
6. И последнее – не забывайте, что родители всегда являются примером для детей.
Обратите внимание, с какими эмоциями, словами, настроением вы выполняете домашнюю работу. Старайтесь всем своим видом и поведением вызвать у ребенка желание вам помочь. Он должен понять, что это интересно
Использование логоритмических упражнений для развития детей
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которой различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала под музыкальное сопровождение, либо без него.
Основа логоритмики – игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная). Для каждой возрастной группы существуют свои разновидности упражнений. В младшем и среднем возрасте педагоги используют яркие, понятные детям образы (ветерок, капельки, домик). Старшим предлагаются целые композиции, ритмические танцы, чистоговорки и стихотворные инсценировки. Особая методика логоритмических упражнений включает в себя воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки.
- Занятия логоритмикой могут включать в себя не только речедвигательные упражнения (пальчиковую гимнастику, попевки и чистоговорки), но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения, коммуникативные игры), а также хороводы, мимические упражнения, упражнения в разных видах ходьбы и бега. Особенно полезна логопедическая ритмика детям с заиканием, с нарушениями темпа речи, с дизартрией, нарушенной моторикой.
- Заниматься логоритмикой дома очень просто. Достаточно познакомиться с упражнениями, которые педагоги разучивают с детьми, и повторять их с ребенком в домашних условиях.
- Хорошо, если во время игр взрослые будут использовать любимые игрушки, яркие иллюстрации из книг, предметные картинки (к примеру, на детских кубиках) – это поддержит интерес ребенка к занятиям.
- Если мама не умеет петь, можно использовать фонограммы песен, попевок, хороводных и ритмических игр. Помогут в проведении логоритмических упражнений и записи классической музыки, детские песни из популярных мультиков и сказок.
- Начинать занятия можно с простых заданий: показать, как дует ветер, как взлетает самолет, как капают капли дождя, проиллюстрировать движениями и звукоподражаниями знакомое стихотворение. Позже, когда у ребёнка уже сформируется определенный речевой опыт, а в его копилке будет несколько выученных стихотворений и песен, можно использовать их или разучить новые, сопровождая их пальчиковой гимнастикой или соответствующими движениями рук, ног, головы, туловища.
- В качестве логоритмических упражнений можно использовать логопедические стихотворные упражнения без музыкального сопровождения и упражнения по методике «Расскажи стихи руками» при условии расстановки ритмических акцентов.
Таким образом, логоритмические упражнения способствуют решению основной задачи — развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию всех видов движений, развитию памяти, внимания, мышления.