Нейрогимнастика — это комплекс упражнений, которые активируют работу мозга через выполнение физических движений, что в свою очередь стимулирует образование новых нейронных связей.
Образование новых нейронных связей позволяет быстрее обучаться, лучше усваивать новую информацию и приобретать новые навыки. Быстрее всего новые нейронные связи образуются в детском возрасте, когда происходит усвоение огромного количества новой информации и получение новых навыков. Чтобы процесс обучения происходил проще и быстрее, рекомендуем выполнять нейрогимнастические упражнения.
Польза нейрогимнастики для мозга
- развитие межполушарных взаимодействий
- синхронизация работы полушарий
- развитие мелкой моторики
- развитие памяти и внимания
- развитие речи
- развитие креативного мышления
- продление молодости мозга
- улучшение кроовообращения в мозге
- уменьшение утомляемости
- снижение усталости и утомляемости
Применяемые упражнения для детей 1-х классов.
Комплекс №1 «Дружные пальчики»
Цель: Развитие силы рук. Предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений.
— Оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.
— Способствуют формированию «речевых» зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка.
1 Нейроупражнение «Пальчики здороваются»:
Пальчики правой руки по очереди «здороваются» с большим пальцем этой же руки, похлопывая друг друга кончиками. Пальчики левой руки выполняют те же движения с большим пальцем своей руки. Можно использовать рифмованный стишок:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую!
2.Нейроупражнение «Щелчки»
Пальчики правой руки по очереди «щелкают» с большим пальцем своей же руки. Слышится «щелконье» пальцев на правой руке. Пальчики левой руки по очереди воспроизводят «щелчки» с большим пальцем левой руки.
3.Нейроупражнение «Веер»
Пальчики правой руки, начиная с мизинца, по очереди «складываются» в кулачок. Так же каждый пальчик затем открывается. То же проделывается и с пальчиками на левой руке. Затем выполняется одновременное «складывание» и открытие пальчиков на обеих руках.
Комплекс №2 «Координация обеих рук»
Цель:
Упражнения направлены на развитие межполушарного взаимодействия, развитие моторики пальцев рук, предпосылки для становления многих психических процессов. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизируют работу головного мозга.
Все упражнения выполняются вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность. При этом, чем более интенсивна нагрузка (в допустимых пределах), тем значительнее эти изменения.
Данные упражнения могут проводится с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
- Нейроупражнение «Фонарики»
2.Нейроупражнение «Кулак-ребро-ладонь»
«Зеркальные рисунки»
Руки ребёнка лежат на столе. Сначала он сжимает ладонь в кулак и слегка касается стола; затем делает то же самое ребром ладони; и, наконец, кладёт руку на стол ладонью вниз. Взрослый подсказывает, какое движение нужно выполнить, чтобы малыш не запутался. Повторив упражнение несколько раз одной рукой, можно переходить ко второй. Постепенно скорость увеличивается, упражнение выполняется обеими руками и без подсказок взрослого.
Комплекс №3 «Развитие общей координации»
Цель: развитие и укрепление общей моторики, координация общих движений.
- Нейроупражнение с плечами.
Поднятие правого плеча и одновременный наклон головы к этому плечу. Затем его опускаем и голова принимает положение «прямо». Выполняем эти же движения с левым плечом.
- Нейроупражнение «Скользкие ладошки».
Ладони обеих рук сомкнули друг с другом, создав небольшое сопротивление. Правая ладонь «скользит» вверх, а затем обхватывает пальцы левой руки. Затем возвращается в свое исходное положение. Левая ладонь «скользит» вверх, а затем обхватывает пальцы правой руки. Затем возвращается в свое исходное положение. Упражнение выполняется несколько раз.
Нейроупражнение «Круги»
Каждому цвету на картинке соответствует определенное количество пальцев. Например, синему цвету соответствует два пальца, а оранжевому — три. По очереди коснитесь пальцами каждого круга соответствующим цвету количеством пальцев. Повторите задание для одной и второй руки.
Комплекс №4 «Развитие межполушарного взаимодействия»
Цель: способствовать развитию межполушарного взаимодействия и межполушарных связей, развитию общей и мелкой моторики, развитию речи у детей. Профилактика утомляемости, активизация познавательных процессов.
Все упражнения выполняются сидя за партой под песню «Злая тучка»
1.Нейроупражнение «Печем пирожки».
Правая ладонь с вытянутыми, сомкнутыми пальцами тыльной стороной вверх, левая с вытянутыми пальцами тыльной стороной вниз. Чередуя ладошки, прикладываем друг другу.
2.Нейроупражнение «Прямоугольник».
Указательный палец правой руки тянется к большому пальцу левой руки. Указательный палец левой руки тянется к большому пальцу правой руки. Образуя форму прямоугольника.
3.Нейроупражнение «Трём глазки».
Руки в кулачки на уровне глаз. Двигаем кулачками по направлению друг к другу.
4.Нейроупражнение «Колечко».
Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу).
5.Нейроупражнение «Фонарики».
Руки согнуты в локтях перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулачки под музыку.
6.Нейроупражнение «Крабики».
Руки перед собой слегка разведены в сторону и согнуты в локтях. Ладошки раскрыты, пальчик вытянуты, но не напряжены. Поочередно перебирая пальцами сначала в одну сторону, затем в другую.
7.Нейроупражнение «Фонарики».
Руки согнуты в локтях перед собой, поочерёдно сжимаем и разжимаем кулачки под музыку.
Метод «Нейродорожки для рук».
Цель: развитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук. Обеспечить регуляции, программирования и контроля психической деятельности. Формирование произвольности действий.
Материал: листы бумаги с числами в прямом порядке и в разнобой.
Ход: Данное упражнение выполняется двумя руками одновременно. На прямоугольники нужно поставить такое количество пальцев какое число указано. Каждая рука движется в одно и тоже время по собственной дорожке, переставляя пальцы одновременно. Перед каждой строчкой правая и левая рука в кулачках стучат друг о друга два раза.
Применяемые упражнения для детей 3-х классов
Комплекс № 1 «Жук Жак»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия через синхронное движение обеих рук под проговаривание скороговорки
— Способствует развитию когнитивной сферы, мелкой моторики рук и развитию речи.
Жил жук по имени Жак. (поочередно показываем по одному пальцу на обеих руках начиная с указательных)
Сшил Жак желтый пиджак, (поочередно показываем два пальца на обеих руках)
Маме пижаму, жене жакет, (поочередно показываем три пальца на обеих руках)
Сыночку тужурку, дочке жилет. (поочередно показываем четыре пальца на обеих руках)
Внучке Жучке – кожаные брючки, (поочередно показываем пять пальцев на обеих руках)
Жабе – жабо,(показываем двумя руками на аудиторию, потом на воротник)
А себе – ничего. (показываем двумя руками на себя, а потом скрещиваем руки на груди)
Комплекс № 2 «Веселые дорожки»
Цель: развитие зрительной памяти, распределение внимания, закрепление понятий о геометрических фигурах.
Под музыку выполняются несколько нейроупражнений, смена деятельности – по хлопку.
№1
Правой рукой идем по дорожке из цветных квадратиков, левой рукой показываем кулак, ладонь либо ребро в зависимости от цвета квадрата.
№2
Детям предлагаются дорожки, по которым необходимо катать мячики, смена дорожек – по хлопку.